Губернаторы-назначенцы: зачем регионам отказываться от прямых выборов глав

Зачем пытаться вернуться к старой системе менее, чем через год после «либеральных» реформ, кому выгоден отказ от прямых выборов и насколько важна избираемость глав регионов, выяснял корреспондент АиФ.ru.

   
   

Выборы губернаторов вернулись в Россию после 5-летнего перерыва лишь в этом году.  В новой реинкарнации избираемость  глав регионов была оснащена дополнительными фильтрами: муниципальным  и президентским. Так глава государства получил право по своему усмотрению консультировать отдельных  претендентов на пост губернатора, а сами потенциальные руководители регионов должны будут собирать подписи депутатов городов и поселков.

Закон о прямых выборов губернаторов, подписанный экс-президентом Дмитрием Медведевым в мае, предоставлял регионам право выбирать, допускают ли они до выборов самовыдвиженцев, сколько именно подписей муниципальных депутатов должен собрать кандидат. Теперь субъектам федерации предлагается самостоятельно решать, нужны ли им прямые выборы глав регионов в принципе. Если на местном уровне будет принято решение, что выборы не нужны, то заксобрания этих регионов смогут выбрать губернатора из кандидатов, предложенных президентом.  Глава государства в свою очередь перед тем, как делать депутатам предложение, получит список кандидатов от партий, представленных в Госдуме или заксобрании субъекта РФ.

Смотри, кому выгодно

«По моему мнению, возвращение к утверждению губернаторов по представлению президента будет актуально в тех регионах, где люди будут стремиться к стабильности и уверенности в завтрашнем дне, и где накопилась усталость от различных политических кампаний и скандалов»,  - считает первый зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. Парламентарий уверен, что речи об отказе от реформ не идет:  «Принципиальная новация законопроекта в том, что регионы смогут сами определять порядок выборов губернаторов, исходя из своей специфики. А какая схема в итоге окажется наиболее востребованной, покажет время».

Отказ от прямых выборов губернаторов если и обеспечивает кому-то «стабильность и уверенность в завтрашнем дне», то в первую очередь самим представителям региональных властей, уверен политолог, замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. «Этот закон, если он будет принят, выгоден губернаторам, выгоден Кремлю.  Кремль критически относится к прямым выборам губернаторов, слишком велика вероятность неожиданности. К тому же, контролировать один региональный парламент, утверждающий губернатора, проще, чем все население региона», - отмечает политолог в разговоре с АиФ.ru.

Несмотря на то, что и сейчас у власти достаточно полномочий для того, чтобы влиять на избрание глав субъектов РФ – муниципальный фильтр, возможность введения моратория на самовыдвиженцев, - сохраняется вероятность того, что на пост губернатора придет некий неожиданный для Кремля кандидат. К тому же, по словам Макаркина, действующим главам регионов выгоднее отменить прямые выборы: тогда им не понадобится вести активную избирательную кампанию, будет достаточно лишь договориться с местной Думой, которая чаще всего и без того под контролем исполнительной власти.

   
   

Если депутаты Госдумы одобрят закон, позволяющий регионам отказываться от выборов, многие субъекты пойдут на эту меру, прогнозирует эксперт. «Ведь голосовать за отмену прямых выборов будут не избиратели, а депутаты местных заксобраний. Они с радостью пойдут на увеличение своих полномочий», - говорит Макаркин.

Даже если от прямых выборов придется отказаться, массовых протестов не последует. «Жители страны пока не готовы выходить на улицы за свое право избирать глав регионов», - отмечает эксперт. Возмущения могут подняться стихийно там, где глава региона и сейчас не пользуется популярностью.

Отметим, «либеральная реформа» губернаторских выборов последовала за массовыми протестами зимой прошлого года.  Участники митингов на Сахарова и на Болотной требовали принятия демократического законодательства о партиях и выборах.