Чем запомнится бывший глава Минобороны

Гражданского министра многие военные не поняли и не приняли. Фото Владимира Сварцевича

За что «спасибо» Сердюкову

Структурные реформы. Изменена громоздкая советская модель: на место дивизий пришли бригады, вместо округов появились более гибкие Объединённые стратегические командования. Сократилось число генералов.    
   

Гуманизация солдатской службы. Военнослужащие по призыву ныне избавлены от хозяйст­венных работ. Кормят их и убирают сторонние организации, нанятые Минобороны на конкурсной основе, - аутсорсинг. Солдатам разрешили пользоваться мобильными и спать после обеда.

Офицерам подняли зар­платы в 3-4 раза. В результате лейтенант, командир взвода, получает порядка 50 тыс. рублей в месяц, командир воинской части - свыше 100 тыс., а командир стратегической атомной подлодки - за 200 тыс. рублей!

Вооружённые силы благодаря полученному при Сердюкове финансированию наконец-то занялись боевой подготовкой. Учения проходят каждый месяц, корабли регулярно выходят в Мировой океан, самолёты летают на боевое патрулирование.

В разы сократилась очередь на жильё. Если в январе этого года без квартир ходили 54,5 тыс. офицеров, то сейчас их всего 14,5 тыс.

 

Срок службы по призыву был сокращён до 1 года. Чуть позже было решено в течение 5 лет вообще свести призыв к минимуму.    
   

 

За что ругают Сердюкова

В реформах не было последовательности. Многое делалось поспешно, потом поспешно же переделывалось. Так, сперва сократили 250 тыс. офицерских должностей - потом 70 тыс. вернули в штат. Зачем-то были отменены звания прапорщик и мичман...

Военную элиту крайне раздражали «сердюковские амазонки» - молодые женщины, приведённые министром из налоговых органов и поставленные на финансовые потоки внутри Министерства обороны. Есть подозрения, что их собственный карман при этом заметно пополнился...

Непродуманная реформа военного образования и слияние военных вузов привели к тому, что преподавательский состав предпочитал увольняться, но не сниматься с насиженных мест. Так произошло, например, при слиянии Академии воздушно-космической обороны (Тверь) и Военно-космической академии (Петербург).

Военную медицину буквально «зарезали» на хирургическом столе реформы. Под предлогом того, что в частях порой простаивают без пациентов довольно крупные госпитали и медчасти, их сократили вместе с персоналом. Деньги сэкономили, но больных теперь возят за сотни километров.

Наглые и неприкрытые хищения денег, связанные с «избавлением от непрофильных активов». Многие объекты военной недвижимости продаются «своим людям» по явно заниженной стоимости. Именно на этом прихватили функционеров из «Оборонсервиса».

Главный штаб ВМФ начали переселять из Москвы в Питер. Дорого и слишком близко к потенциальному противнику.