2 тысячи за 400 жизней. Кабанов: мелкие взятки угрожают безопасности страны

Кирилл Кабанов © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Депутаты Госдумы предлагают увеличить максимальный срок за получение взятки должностным лицом до 10 тыс. руб. После принятия поправок в законодательство, за это будет грозить от 3 до 4 лет лишения свободы, а также конфискация имущества.

   
   

О том, зачем нужен этот закон и что происходит с коррупцией в стране, специально для aif.ru рассказал глава Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека при президенте России Кирилл Кабанов

О реальных сроках за мелкую взятку

— Сроки надо повышать. Я всегда говорил и буду говорить: не бывает маленькой коррупции. Простой пример, чтобы было понятно. Вспомним историю двух самолетов, которые летели в Сочи в 2004 году. Там террористки-смертницы за взятку в 2 тысячи рублей (!) прошли на борт. Это цена 400 человеческих жизней.

А сколько как вы думаете была взятка при проверке пожарной безопасности в сгоревшей «Хромой лошади»? Хотя там ее не доказали, думаю, было тысяч пять. Десять — максимум. Исходя из того, сколько тогда все эти проверки закрыть стоило. Так что, маленьких взяток не бывает!

Мелкого взяточника сегодня хорошо ловят и, кстати, это в основном правоохранители. Когда сейчас заговорили об ужесточении наказания, все стали кричать, прям в истерике биться: опять врачи и учителя пострадают. Ребят, уже почти 10 лет, как врачей и учителей нет в этих статьях — они не должностные лица (это признал Верховный суд), против них не возбуждаются уголовные дела за взятки! Сейчас это в основном правоохранители, ФСИН и мелкие муниципальные служащие.

Это та самая категория, которая отвечает за нашу безопасность! А безопасности не бывает мелкой. Тем более сейчас. Мелкая взятка потом может вылиться большим горем, это надо понимать. 

Почему взяток стало меньше

Если раньше в 2000-х люди во время соцопросов, порядка 30%, говорили (те, кто не боялись), что напрямую лично сталкивались с проявлениями коррупции, то сейчас таких ответов стало меньше почти в 4 раза. Потому что люди давали взятки на дорогах, а сегодня даже гаишники боятся брать. У нас объем мелких взяток уменьшился, потому что многие процедуры убрали. Убрали гаишников, заменив камерами. Убрали процедуру выдачи паспортов, справок и еще что-то, заменив госуслугами. 

   
   

Система сама по себе решает эти вопросы. Сейчас проверочные мероприятия противопожарные и т.д. сократили до минимума. Не скажу, что это хорошо, потому что у нас пошли пожары, взрывы и даже такие истории, когда люди выпадают с аттракционов по всей стране. Это тоже результат запрета проверок. То же самое по миграции: сейчас лишний раз с проверкой не сходишь на какую-нибудь стройку, надо прокурора брать и пр. Понятно, что взятки там остаются. Те же самые участковые — никто не отменял коррупционную составляющую в «резиновых квартирах». 

Так что если ответственность за мелкую коррупцию будет больше, ничего страшного. Та категория, о которой мы говорим, они будет бояться. Потому что когда речь идет о штрафе и даже условном сроке, люди не задумываются. Полагают, что в случае чего, отделаются легким испугом. Когда человек будет знать, что за 5-10 тысяч может уехать на год-два на зону, а если это все систематическая и организованная схема, то и на все 4 года, они если не о нашей безопасности будут думать, то хотя бы о своей.

Об условных сроках и штрафах

По поводу условных сроков коррупционерам — это все-таки единичные случаи. У нас, как правило, получают реальные сроки. Если это условный, скорее всего, была сделка со следствием. 

В настоящий момент ужесточение уголовного законодательства — это только часть того, о чем надо говорить. На самом деле мы же понимаем прекрасно, что основные дела сейчас — это дела, которые идут по ст. 159-й УК РФ — мошенничество. В основном они связаны с хищением бюджетных средств. И 210-я статья — организованное преступное сообщество. Это связано с уровнем губернаторов и т.п. Эта статья, к сожалению, часто разваливается в судах, но она очень жесткая — вплоть до пожизненного.

Но мы должны просто отдавать отчет себе в том, что это не панацея. Китайцы уже давно это поняли. Да, у них за такие преступления есть смертная казнь и они кого-то все-таки потихонечку расстреливают. Но Пекин уже пошел по другому по пути: человек может выкупить себе свободу. Это то, что мы давно предлагаем. Ведь проблема не просто посадить да наказать. Проблема еще вернуть деньги в казну. 

О большой коррупции

Взятки и коррупция — это не одно и то же. Потому что взятки — это лишь часть, все-таки достаточно примитивное проявление коррупции. 

Главная коррупция — она не здесь, она в олигархическом капитализме. Вот эта та коррупция, которая порождает всю остальную коррупцию. Как только мы решим вопрос с миллиардами, откатами, нелегальными доходами чиновников, дело сдвинется. Потому что это уже даже не коррупция, это составляющая бизнеса, почти легальная история. Вот это представляет глобальную опасность для страны: когда государственные и общественные интересы вступают в конфликт с интересами олигархического бизнеса, то с этого момента мы, как правило, видим, что решения принимаются не в пользу страны.