Бывшие при деле. Чем занимаются губернаторы после отставки

Экс-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко (справа). © / Елена Иванова / АиФ

Как показывает практика, в большинстве своём бывшие губернаторы после отставки хорошо пристраиваются. 

   
   

Нефть и «парашют»

6862 дня Минтимер Шаймиев руководил Татарстаном (1991-2010 гг.). Сегодня он «просто» государственный советник республики и пожизненный член парламента, обладающий правом вносить законодательные инициативы. Есть у экс-президента и несколько общественных должностей, а степень его влияния в республике ничуть не уменьшилась после отставки. Тем более что сыновья Шаймиева Айрат и Радик - одни из богатейших бизнесменов Татарстана, совладельцы группы компаний «ТАИФ» (нефтегазопереработка, нефтехимия, телекоммуникации, строительная, банковская и инвестиционная сферы и т. д.). Состояние каждого, по оценкам Forbes, более 800 млн долл. 

Бывший коллега Шаймиева, экс-президент Башкортостана Муртаза Рахимов (1993-2010 гг.), «на пенсии» большое внимание стал уделять нефтяному бизнесу и благотворительности. Сейчас он - глава Совета благотворительного фонда «Урал» (уставной капитал - 63,4 млрд руб.). А его сын Урал Рахимов - акционер ОАО АНК «Башнефть» и ряда уфимских нефтеперерабатывающих заводов.

Более молодое поколение отставников прямиком идёт в топ-менеджеры. Так, экс-губернатор Самарской обл. Владимир Артяков (2007-2012 гг.) после отставки сначала стал замом главы «Ростехнологий», в 2013-м взялся рулить советами директоров сразу нескольких компаний - Объединённой двигателестроительной корпорации, ОПК «Оборон­пром», ОАО «Вертолёты России», концерна «Созвездие», а недавно стал 1-м замом гендиректора «Ростеха». Экс-губернатор Саратовской обл. Павел Ипатов трудится в ОАО «Концерн Росэнергоатом» и тоже замом генерального.

Скромный заводик

Не всем отставникам, особенно первой волны, удаётся пристроиться на самые хлебные места, но и с голоду старая гвардия не умирает. Например, экс-губернатор Курской обл. (1996-2000 гг.), а в прошлом вице-президент России Александр Руцкой с 2000 г. не работает на государство. Единственное, что ему удалось поиметь на губернаторском посту, - квартира в элитном доме в центре Курска. Он её отсудил, но тут же продал и уехал с семьёй в Подмосковье. Уже несколько лет Руцкой руководит советом директоров компании, которая «строит уникальные предприятия». «Построили вот завод в Воронежской области по производ­ству ультрадисперсной извести. На территории бывшего СССР такую продукцию никто больше не выпускает, - с гордостью рассказывает Руцкой. - Плюс цементный комбинат мощно­стью 5 млн тонн цемента нового поколения...» При этом он с возмущением опровергает слухи, что цементный завод принадлежит лично ему.

   
   

Бывший губернатор Мурманской обл. Юрий Евдокимов (1996-2009 гг.) успел радикально поменять сферу деятельно­сти дважды: сначала руководил петербургским филиалом крупнейшей частной кинокомпании «Всемирные русские студии» (RWS), а потом нашёл себя в околомедицинской сфере. «Я занимаюсь интересным делом, связанным со строительством медицин­ских объектов, поставками оборудования для них, с развитием в России и за её пределами гемодиализных центров, - пояснил он. - Мы  проектируем крупный перинатальный центр в Алтайском крае, строим онкологический центр в Ингушетии, перинатальный центр и родильный дом в Магаданской обла­сти, работаем в Приднестровье и Молдавии, сейчас заходим в ряд стран Африки». 

А бывший тверской губернатор Дмитрий Зеленин (2003 - 2011 гг.) подался в фермеры. Сразу после отставки он заявил, что намерен развивать в обла­сти агропроекты (производить картофель и мясо). Чуть позже анонсировал своё участие в ресторанном бизнесе. По оценкам специалистов, и то и другое у него получается успешно. Кстати, Зеленин теперь ещё и обладает правами на управление трактором.

Экс-губернаторы, которые нашли себе место в парламенте. Инфографика: АиФ

Кадровый резерв

Не все экс-губернаторы отправляются на политическую обочину. Конечно, самый уникальный случай - это Николай Меркушкин. Ему удалось из одного губернаторского кресла пересесть в другое. Перестав отвечать за Мордовию (1995-2012 гг.), Меркушкин стал главой Самарской обл. Экс-президент Чувашии Николай Фёдоров (1994-2010 гг.) на повышение после отставки пошёл не сразу - пришлось пару лет пересидеть в сенаторском кресле. Кстати, парламент - главный работодатель для всех бывших. Сенаторские и депутатские мандаты им достаются без особого труда (см. инфо­графику). Зато теперь Н. Фёдоров отвечает за всё сельское хозяйство в России - в ранге министра.

У бывшего губернатора Саратовской обл. Дмитрия Аяцкова (1996-2005 гг.) карьера складывается не так однозначно. Сразу после отставки в 2005 г. его назначили послом РФ в Белоруссии. Однако вскоре на пресс-конференции Аяцков предложил батьке Лукашенко «перестать дуть щёки». Случился скандал, назначение послом отменили. Через год экс-губернатор устроился помощником в Администрацию Президента РФ. Готовил материалы для госсоветов, получал по тем временам приличный оклад - 1 млн 400 тыс. руб. в год. Но в 2011-м пересел в кресло директора Поволжского института управления им. П. А. Столыпина - это филиал Российской академии народного хозяйст­ва и государст­венной службы при Президенте РФ. В конце 2013 г. подал в отставку. «Я в общем-то работаю, зачислен в штат академии (РАНХиГС). У меня есть хорошие предложения в коммерческих структурах, есть возможность поработать в государственных ведомствах», - рассказал «АиФ» Аяцков. Поговаривали, что ему предлагали место замминистра образования, однако экс-губернатор отказался. Впрочем, как политика списывать со счетов его рано. По крайней мере, на депутат­ский мандат Аяцков вполне может рассчитывать. Как и пока опальный Юрченко. 

Смотрите также: