«Виноватым назначат Медведева». Эксперты о возможной отставке правительства

О том, что правительство должно уйти в отставку, за последний год не говорил только ленивый. Для коммунистов критика правительства (и не только медведевского) – рутинная работа. Но вчерашнее заявление Геннадия Зюганова представляет особый интерес. После встречи с Владимиром Путиным в Кремле 19 ноября он прямо заявил журналистам, что обсуждал с президентом необходимость отставки правительства.

   
   

«Геннадий Андреевич заговорил об этом на встрече с президентом. Это самый высокий уровень, который он может себе позволить, — говорит политолог Дмитрий Орешкин. — Поскольку Зюганов — человек системный, он, конечно, очень хорошо понимает, какие ветры дуют на верхах. И если бы это было неприятно слышать президенту, Зюганов этого бы не говорил. Насчет этого никаких сомнений нет».

Компенсация за лояльность

Действительно, в своей критике правительства Зюганов не упустил случая сделать приятное президенту. Правительство нужно отставить, потому что оно не справляется с теми задачами, которые поставил перед ним Путин, настаивал коммунист. Зюганов добавил, что его партия уже собрала 152 тысячи подписей под инициативой роспуска правительства. Такого количества достаточно для обязательного рассмотрения предложения коммунистов Госдумой. Эта новость с критическими высказываниями Зюганова в адрес правительства была растиражирована информагентствами и представлена как главная тема его встречи с Путиным.

Опыт прошлых громких отставок показывает, что «разрешение» на критику высокопоставленных чиновников системные оппозиционеры и государственные СМИ получают тогда, когда вопрос об отставке уже решен в Кремле.

Бывший кремлевский политтехнолог Алексей Чеснаков не согласен с тем, что заявление Зюганова – это сигнал скорой отставки правительства. «Не думаю, что Путин, принимая решение о судьбе правительства, будет учитывать мнение Зюганова», — говорит эксперт. В том, что Зюганову было позволено критиковать правительство на таком высоком уровне, Чеснаков видит компенсацию за услуги, которые КПРФ оказывала власти в последнее время.

«КПРФ сегодня находится в серьезном кризисе, — отмечает эксперт. — Ей нужно позиционировать себя как оппозиционную партию, а она этого делать не может. Кроме жестких заявлений, у них нет реальной альтернативной повестки». Вместе с тем Чеснаков считает, что правительство сейчас находится в таком состоянии, «когда даже отсутствие сигналов является для него сигналом».

«Конечно, это дополнительный признак того, что позиции Медведева слабеют, — говорит Орешкин. — И слабеют они по вполне объективным причинам: экономика ухудшается, перспектив ее роста нет, требование Путина обеспечить хотя бы 5% экономического роста не выполняется».

   
   

«Медведев здесь совершенно ни при чем»

Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров отмечает, что Путин готовит систему к «глубокому экономическому кризису». «В ситуации приближающегося кризиса, когда правительство должно быть командой, быстро реагирующей на вызовы, у Медведева нет шансов сохранить свой пост», — говорит политолог. Путин уже отменил целый ряд медведевских реформ, вернул чрезвычайные полномочия силовикам. По словам Петрова, Путин делает это для того, чтобы «обеспечить себе свободу маневра» в условиях кризиса. Политолог считает, что отставка правительства — это вопрос скорого времени.

«Я бы не стал прямо говорить, что наступает время отправить Медведева в отставку, но то, что это рано или поздно произойдет, совершенно очевидно», — говорит Орешкин. Но экономических проблем эта отставка все равно не решит, уверен он. «Главная проблема — это Путин и его модель государственного управления, которая называется «вертикаль»», — подчеркивает эксперт. Он убежден, что за экономическую ситуацию ответствен в первую очередь сам Путин. 

«Медведев здесь совершенно ни при чем, — отмечает Орешкин. — Путин упорно выбирает в качестве приоритета строительство вертикали, а не развитие экономики. В таких условиях экономика неизбежно начинает буксовать». 

Эксперт поясняет, что если бизнес получит правовые гарантии и население станет экономически активным, это создаст для власти политические проблемы: люди станут предъявлять более высокие требования к Кремлю. Поэтому выбор в пользу вертикали — сознательное решение власти, выбор из двух альтернатив. 

«Или вы хотите Белоруссию, где серьезные экономические проблемы, но зато сильная власть в руках у «батьки»; или вы хотите Эстонию, где вертикали власти нет, но за счет одних лишь человеческих ресурсов (не имея нефти, газа, леса, алмазов) по уровню дохода на душу населения страна приравнивается к России», — говорит Орешкин. 

Это, по словам эксперта, реальное положение дел, но «для народа» придется кого-то назначит виноватым. «Им и назначат Медведева», — заключает политолог.