Три года перемен. Как Собянин «излечил» Москву

Три года назад, когда мэрию столицы возглавил Сергей Собянин, горожане не ждали революционных изменений. Ведь долгие годы нам говорили - многие проблемы города неизлечимы. Как выяснилось, возможно практически всё - было бы желание. Например, появившиеся интернет-сервисы (где можно жаловаться на ямы на дорогах, плохую работу управдома, волокиту чиновников) тут же стали суперпопулярными. Не потому, что людям предоставили возможность жаловаться публично, а потому, что чиновников всех уровней стали наказывать за отписки и покрывание проблем на местах.

   
   

Сразу после вступления в должность новый мэр высказался предельно ясно: «Тех, кто не справляется со своими обязанностями, уволю». Чиновников, кто не захотел или не смог перестроиться, дейст­вительно с москвичами уже нет. За три года в мегаполисе сменилось 82% руководителей органов исполнительной власти и 73% глав управ. 

​А главные столичные проблемы стали решаться планомерно, с привлечением независимых экспертов и проведением публичных слушаний. «Москвичи отличаются скептицизмом и высокой планкой требований, - так обрисовал портрет обычного горожанина Валерий Фёдоров, генеральный директор ВЦИОМ. - Это можно понять, потому что они сравнивают свою жизнь не с Санкт-Петербургом или Нижним Тагилом, а с Берлином, Парижем, Мадридом и Лондоном. В общем, это люди, которые требуют всего самого лучшего. И поэтому они очень критичны ко всем, в том числе к федеральной и городской власти. И лично к президенту Путину, и к мэру Собянину». 

Как подтверждает статистика, москвичей радуют происходящие перемены (см. таблицу). Например, зачистка города от рекламных сеток, развевавшихся на ветру перетяжек и от щитов, закрывающих информационные указатели вдоль дорог. Демонтаж в общей сложности 42 тыс. конструкций приветствовали и люди, и независимые эксперты, и журналисты («АиФ», к примеру, много лет боролся за то, чтобы освободить красивейшие здания мегаполиса от рекламных носителей). 

Июньский опрос этого года показал, что 64% жителей города довольны тем, как работает городское правительство и лично мэр Москвы. И конкретные нововведения по-преж­нему оцениваются высоко. В свежем октябрьском исследовании Фонда «Общественное мнение» 65% опрошенных сказали, что парки меняются к лучшему, а 40% горожан отметили, что стали чаще их посещать. Запись к врачу через Интернет (о чём в 2010 г. можно было только мечтать) сегодня является самой востребованной услугой на сайте pgu.mos.ru - за последний год ею воспользовались 931 тыс. человек. Ну а сведения про то, что нет очередей в детские сады, сегодня уже никого не удивляют, хотя ещё пару лет назад это было острейшей проблемой. К хорошему привыкаешь быстро.

Нам обещали Что сделано?
...убрать дикую торговлю с улиц

Созданы районные схемы размещения киосков со строгими требованиями к ассортименту. Какие товары нужны на конкретных улицах - решают сами жители, высказываясь в ходе опросов и публичных слушаний.

...заставить чиновников работать, а большинство справок выдавать через Интернет

Благодаря порталу gorod.mos.ru общение должностных лиц с жителями стало публичным. Рейтинг глав управ напрямую зависит от общественного мнения.70% проблем, о которых сообщают люди, решается на этапе подготовки ответа. На портале pgu.mos.ru доступно 98 госуслуг - записаться в дет­сад или к врачу можно, не выходя из дома.

...дать муниципальным депутатам реальную власть
Депутаты в районах получили право распоряжаться бюджетными деньгами и самим выбирать, на что их тратить. Плюс теперь они могут контролировать работу глав управ.
...ликвидировать левые парковки и убрать с московских улиц фуры
Число парковочных мест значительно выросло, въезд грузовиков в Москву в дневное время осуществляется по пропускам, внутри Бульварного кольца появились зоны платных стоянок, мобильные комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД штрафуют тех, кто бросает машины в неположенном месте.
...победить вечный ремонт дорог и ускорить движение общественного транспорта

Вылетные магистрали и развязки реконструируются круглосуточно, введены выделенные полосы общественного транспорта (213,7 км), за три года отремонтированы все дороги (если асфальт перекладывают вскоре после ремонта, значит, подрядчик переделывает брак за свой счёт). Модернизировано 137 км трамвайных путей (введено 30 км новых линий), закуплено 3904 автобуса, троллейбуса и трамвая.

...покончить с нелегальными такси
Бомбилы объявлены вне закона, 35 тыс. таксистов получили лицензии, заработали легальные стоянки возле вокзалов.
...привести метро туда, где его давно ждут
За три года открыто 12 новых станций, куплено 884 новых вагона, на всех станциях работают автоматы по продаже билетов, создано принципиально новое меню тарифов для разных категорий пассажиров.
...сделать парки современными и интересными для москвичей

Благоустроено 14 парков культуры и отдыха, 8 музеев-усадеб и большинство скверов шаговой доступности, создано 52 «народных парка». Во всех районах приведены в порядок дворовые территории, где появились спортивные зоны и детские площадки (а зимой - открытые катки). Открыто 24 км пешеходных зон.