«Работаем на экспорт». Пушилин рассказал, как происходит восстановление ДНР

Денис Пушилин. © / Сергей Пивоваров / РИА Новости

Руководитель ДНР Денис Пушилин рассказал aif.ru, чем сегодня живет республика. С его слов, регион активно восстанавливается, проблема с водой уже не стоит столь остро, а промышленные предприятия наращивают производства.

   
   

«Восстанавливать будем все города республики»

Дмитрий Балашов, aif.ru: — Гражданские из освобожденных городов в основном приезжают в ДНР. Какие проблемы приходится решать? С чем есть сложности?

Денис Пушилин: — Начну с поддержки жителей Авдеевки, которые не захотели покидать свои дома. В городе развернуты 10 пунктов выдачи гуманитарной помощи, три медпункта, работают гуманитарные центры «Единой России», как это было в свое время и в других освобожденных городах.

Также организована выездная торговля два раза в неделю. Сотрудники Промсвязьбанка осуществляют обмен гривны на рубли. Миграционная служба ведет прием документов на российский паспорт. Дважды в неделю сотрудники Управления труда и соцзащиты населения, Центра занятости и Пенсионного фонда выезжают в Авдеевку для оформления необходимых выплат и трудоустройства граждан.

Это наши люди, волею судьбы оказавшиеся на временно подконтрольной Украине территории. Они, как и мы, говорят на таком же русском языке, но у них украинские документы и украинская валюта. Так что стараемся оперативно решить все проблемы, связанные с переходом Авдеевки под наш контроль, и помогаем нашим людям по всем направлениям.

Параллельно с этим началась работа и по восстановлению разрушенных в результате украинской агрессии инфраструктурных объектов и жилых домов, насколько позволяют условия безопасности. В расчистке завалов и ремонтных работах посильную помощь оказывают сами местные жители.

Для людей, которые приняли решение выехать из Авдеевки, МЧС совместно с администрацией города Ясиноватая организовали их прием и размещение. На территории Шахтерского муниципального округа также работают пункты временного размещения. Эвакуированным гражданам назначается денежная помощь, оказываем им всевозможную поддержку.

Будем возрождать наши города. У нас есть хороший опыт на примере освобожденных Мариуполя, Волновахи и других населенных пунктов на юге Республики.
   
   

— Каковы перспективы восстановления освобожденных городов? Как обстоят дела с восстановлением социальных и промышленных объектов республики?

— Восстанавливать будем все города республики. К сожалению, близость линии фронта пока не дает в полной мере приступить к восстановительным работам в Артемовске, Марьинке, Авдеевке, тем не менее предварительная работа уже ведется.

В Авдеевке, например, она идет более активно. В Артемовске, Соледаре, Марьинке из-за вопросов безопасности специалисты пока не имеют возможности даже начать подготовительные работы.

В Авдеевке составляются списки жителей, чтобы начать разрабатывать программу восстановления жилья. Сформировали первичную заявку на строительные материалы и рабочие бригады специалистов. Местные жители имеют возможность трудоустроиться и принимать участие в восстановлении города.

К полноценному восстановлению домов в Авдеевке мы перейдем, как только позволит оперативная обстановка. Но уже сейчас определены 19 многоквартирных домов для восстановления, а также формируется заказ на 300 домов индивидуального жилого сектора для закрытия теплового контура.

Будем возрождать наши города. У нас есть хороший опыт на примере освобожденных Мариуполя, Волновахи и других населенных пунктов на юге Республики.

«Донецк поможет развитию Приазовья»

— Как обстоит ситуация с водоснабжением в Донецке?

— Если сравнивать с 2022 годом, то сейчас ситуация с водоснабжением улучшилась благодаря новому водоводу из реки Дон. Но есть проблемы из-за изношенности системы водоснабжения, она не выдерживает увеличения объема воды — отсюда многочисленные порывы. Изношенность водопроводных сетей местами доходит до 85% и даже более. Стараемся при помощи аварийных бригад регионов-шефов оперативно их устранять, менять проблемные участки сети.

Регионы-шефы сейчас активно проводят капитальный ремонт коммунальных сетей Республики. Например, специалисты «Мосводоканала» планируют заменить в текущем году 20 объектов водоснабжения и водоотведения в Донецке. Уже прокладывается новый водовод в Ленинском районе столицы региона. Производится замена изношенного участка, на котором за прошлый год было порядка 50 аварий. И такие восстановительные процессы идут повсеместно.

Вода продолжает подаваться по графику, но он разный по населенным пунктам: где-то вода подается ежедневно по часам, где-то один раз в два дня. Есть населенные пункты, в которых вода подается круглосуточно: в Мариуполе, Волновахе, Тельманово, Новоазовске, Амвросиевке, Старобешево, Докучаевске.

— Владимир Путин озвучил идею железнодорожного сообщения с Мариуполем через Донецк. Насколько это поможет восстановлению Республики? Как можно обеспечить безопасность такого сообщения?

— Это поможет не только восстановлению Республики, но и в целом развитию юга России. В частности, Приазовье рассматривается сейчас как стратегический и очень перспективный макрорегион, ему уделяется особое внимание на федеральном уровне.

В данном контексте мы говорим о предстоящей комплексной работе, связанной с реализацией Стратегии устойчивого развития Приазовья до 2040 года. Это в том числе и дорожная сеть — вокруг Азовского моря будет построено Азовское кольцо. И привлечение инвестиций в приморскую туристическую инфраструктуру.

Цинизм противника не знает предела, пока у него развязаны руки, будут продолжаться обстрелы. Необходимо отодвинуть ВФУ на такое расстояние, откуда у них не будет возможности добивать до наших населенных пунктов с учетом дальнобойности ракет, поставляемых киевскому режиму странами Запада.

Особая роль в этой концепции отводится железнодорожному сообщению. В марте 2023 года на базе железнодорожного вокзала Мариуполя началось строительство транспортно-пересадочного узла, включающего автомобильный и железнодорожный вокзалы и новый морской пассажирский порт. Восстановление инфраструктуры станций и вокзалов позволит соединить в единую сеть территорию Донецкой Народной Республики, других воссоединенных регионов с большой Россией.

В результате железнодорожный путь позволит соединить Северо-Кавказскую железную дорогу с Донецкой железной дорогой, включая станции Волноваха, Мариуполь, Мариуполь-Порт, через Запорожскую и Херсонскую области с выходом на Крым.

Что касается обеспечения безопасности, повторюсь, уже неоднократно об этом говорил: цинизм противника не знает предела, пока у него развязаны руки, будут продолжаться провокации, будут продолжаться обстрелы. Необходимо отодвинуть ВФУ на такое расстояние, откуда у них не будет возможности добивать до наших населенных пунктов с учетом дальнобойности ракет, любезно поставляемых киевскому режиму странами Запада.

«Начинаем работать на экспорт»

— Что происходит с экономикой Республики? Назовите самые успешные предприятия региона на сегодняшний день.

— Это достаточно длинный список в самых разных отраслях. Донецкий, Енакиевский и Макеевский металлургические заводы, Харцызский сталепроволочно-канатный завод «Силур», завод «МакеевКокс»... Отмечу, что, несмотря на непростые условия, металлургические предприятия региона в прошлом году увеличили объемы реализации продукции более чем на 50% в сравнении с 2022 годом.

Мы делаем ставку на создание промышленных кластеров, это будет способствовать расширению номенклатуры товаров, импортозамещению и в целом обеспечению технологического суверенитета в условиях санкционной политики.

Значимые предприятия машиностроительной отрасли — Ясиноватский машиностроительный завод, Торезский электротехнический завод, Донецкий энергозавод, Донецкий электротехнический завод, предприятия «Донецкгормаш», «ДонФрост», «Эрлайт», «Лазер», «Энергоспецмаш».

Мы делаем ставку на создание промышленных кластеров, это будет способствовать расширению номенклатуры товаров, импортозамещению и в целом обеспечению технологического суверенитета в условиях санкционной политики.

Уже есть первая ласточка в сфере изготовления горно-шахтного оборудования. Ясиноватский машиностроительный завод вошел в состав промышленного кластера «Кемеровский энергомеханический завод».

Ведется работа по созданию промышленного кластера, направленного на восстановление лифтового хозяйства. Планируем задействовать 13 наших предприятий.

Крупные предприятия химической отрасли: «ХимСтилИнвест», «Стиролбиофарм», «Инженерные сети», «Донтехрезина и Ко». Прошлый 2023 год был тоже довольно продуктивным для отрасли: объемы реализации продукции увеличились на 25% по сравнению с 2022 годом.

Также хочу отметить мариупольское предприятие «Технические материалы», которое производит редкие газы: неон, ксенон, гелий.

Если говорить о перспективах, конечно, это наш крупнейший горловский концерн «Стирол» — надеемся его запустить, есть инвестор.

Не могу не упомянуть об экспортной составляющей. Уже сейчас экспортируют свои товары Макеевский кабельный завод, предприятия холдинга ЮГМК (чугун, заготовка, катанка); ООО «ДМЗ» (заготовка непрерывнолитая, чугун передельный); Дебальцевский завод металлургического машиностроения (специальный сплав); Ясиноватский машиностроительный завод (комбайн проходческий), «Донтехрезина и Ко» (резинотехнические изделия).