Заглядывая в демографическую яму. Сколько мигрантов нужно России

Согласно результатам переписи населения, лишь 37% жителей Лондона идентифицируют себя как «белые британцы». © / Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:    
   

Лет двадцать назад в апреле с группой друзей волею судеб я оказался в Лондоне. Вечером, после встречи с тогдашним послом в Великобритании Григорием Карасиным, пошли побродить по городу. Услышав, что мы вознамерились заглянуть на Трафальгарскую площадь, посол изобразил на лице сомнение. «В праздничные дни (шла католическая Пасха) не советую», — предупредил он.

Трафальгарская площадь — одна из главных достопримечательностей британской столицы. Там и знаменитая, высотой в 44 м, колонна Нельсона, и Национальная галерея — одна из богатейших в мире, и храм св. Мартина, среди прихожан которого королевское семейство. Не заглянуть туда — это всё равно что, приехав в Москву, не сходить на Красную площадь. Была для нас, журналистов, и ещё одна причина: близилась 60-летняя годовщина окончания Второй мировой войны. И кто-то из нас вспомнил, что именно на Трафальгарской площади 8 мая 1945 г. Уинстон Черчилль объявил собравшимся лондонцам об окончании войны. Ну как было не пойти!

Неанглийские запахи «сердца Лондона»

Сомнения начались уже на подходе. Откуда-то несло горелым мясом. Потом всё громче стали раздаваться звуки восточной музыки, бой барабанов. Здесь и там в танце кружили темнокожие люди. Европейских лиц почти не было видно.

Не могу сказать, что нас, группу «белых», встретили недоброжелательно или агрессивно. Даже пытались вовлечь в свой танцевальный круг. Но на лицах было удивление: «А вы что тут делаете?» И было ясно, что знаменитую Трафальгарскую площадь обосновавшиеся в Лондоне мигранты уже давно считают своей территорией. Даже на праздники, в которые вроде бы должны гулять местные.

Обсуждая в последующие дни поход «к сердцу Лондона», мы философски сетовали по поводу того, «как тут запущена проблема миграции». Размышляли (ссылаясь на мнение экспертов) и о том, что для Великобритании и для ряда стран Западной Европы вышедшие из-под контроля волны миграции — это своего рода расплата за века колониализма. Новый феномен «мигрантского колониализма». Не без удовольствия говорили: «Ну, у нас-то такое невозможно». В ту пору (2003–2004 гг.) статистика оценивала наш миграционный прирост в 120 тыс. человек в год.

С оптимизмом и с пессимизмом

Сегодня в стране нет недостатка в экспертах, звонящих в тревожные колокола по поводу неконтролируемой миграции. Есть и те, кто считает: именно мигранты могут компенсировать наши трудовые и демографические трудности.

   
   

Так, специалисты ВШЭ попробовали выяснить, сколько мигрантов должна привлекать Россия, чтобы сохранить численность населения на уровне 146 млн человек. Получилось (в зависимости от разных демографических сценариев) от 390 тыс. до более 1 млн мигрантов в год. Даже при благоприятных обстоятельствах необходимость в притоке мигрантов сохранится на десятилетия. Что касается миграционного притока весом в «миллион ежегодно», то среди факторов такого сценария — смертность в возрасте 74,9 года у мужчин и 83,6 года у женщин, рождаемость — 1,4 ребёнка на одну женщину. И это, нужно заметить, ещё не худший вариант: цифра 1,4 — это лучше, чем рождаемость в Италии, Испании и Греции. Не говоря уже о странах Прибалтики, где с демографией просто катастрофа.

Что фиксирует следственный комитет

Сторонники привлечения мигрантов для решения проблем часто указывают как на выход из положения на политику «открытых дверей», которую уже многие десятилетия практикует Европейский союз. Но во многих европейских государствах неконтролируемый приток мигрантов привёл к накалу страстей. На днях на эту тему остро высказался председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин: «Современные процессы миграции стали одной из ключевых проблем многих стран мира и являются одним из факторов роста социальной напряжённости, а также возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве. В связи с этим миграционная политика в РФ должна быть направлена не только на получение трудовых ресурсов, но и на решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан страны». Он отметил увеличение числа преступлений, совершённых иностранными гражданами в России. (В 2022 г. поступило 4729 сообщений о таких преступлениях, рассмотрев которые следователи возбудили 4231 уголовное дело. Это почти в 3 раза больше, чем в 2021 г.) В числе причин такой динамики Бастрыкин выделил неадаптированность приезжих к российскому менталитету, а также ненадлежащую организацию работодателями социально-бытовых условий их пребывания.

* * *

В мае правительство должно предоставить президенту свои идеи по обеспечению стабильного роста численности населения. Будут ли идеи всеохватывающие и конструктивные? Или же дело ограничится обтекаемыми заявлениями и благозвучными названиями проектов? От ответов на эти вопросы зависят наши демографические сценарии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции