На выходных Кремль официально подтвердил приезд в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Переговоры с Владимиром Путиным пройдут 6 мая в сочинской резиденции президента.
Во время общения с журналистами после «Прямой линии» 14 апреля с.г. президент РФ Владимир Путин высказал мнение о том, что постоянно поднимаемый японским правительством так называемый «территориальный вопрос» когда-то найдет свое компромиссное разрешение. Хотя разъяснений, каким может быть этот компромисс, не последовало, в Японии расценили слова президента как подтверждение его ранее заявленного стремления разрешить противоречия между двумя странами на основе выполнения условий подписанной и ратифицированной парламентами обеих стран Советско-японской совместной декларации 1956 года.
Напомним, после его подписания между двумя странами мирного договора в качестве жеста доброй воли планировалось передать японскому государству уже входившие в состав СССР остров Шикотан и островную гряду Хабомаи.
Однако тогда, в годы холодной войны, администрация США прямыми угрозами фактически запретила японскому правительству подписать мирный договор на предложенных Москвой и выгодных Японии условиях, которые, кроме всего прочего, значительно расширяли для Японии зону морского рыболовства в весьма богатом биоресурсами районе. То, что было выгодно японцам, не устраивало стратегов из Госдепа и Пентагона, стремившихся использовать Японские острова как нацеленный на Советский Союз и КНР «непотопляемый авианосец».
Правительство СССР тогда заявило: вопросы пограничного размежевания с Японии разрешены по итогам Второй мировой войны и территориального вопроса как такового между двумя государствами не существует. Этой позиции советское правительство придерживалось вплоть до прихода в 1985 г. к руководству нашей страной Михаила Горбачева, который в духе «нового политического мышления» искал пути разрешения «территориальной проблемы» с Японией, естественно, путем односторонних уступок.
Сменивший Горбачева в Кремле Борис Ельцин и вовсе был готов подарить «другу Рю», то бишь премьер-министру Японии Рютаро Хасимото, все искомые японцами острова.
После ухода Ельцина в политическое небытие к власти в России пришли более прагматически настроенные люди.
В 2001 г. премьер-министа Японии Дзюнъитиро Коидзуми уже в первом выступлении в парламенте высокомерно подчеркнул, что будет неуклонно добиваться «возвращения Японии всех северных территорий».
Это разочаровало инициаторов компромисса в Москве. Во время телевизионной «Прямой линии» 2005 г. президент Владимир Путин четко заявил, что Курильские острова «находятся под суверенитетом России и в этой части она не намерена ничего обсуждать с Японией... Это закреплено международным правом, это результат Второй мировой войны». Заявление вызвало панику в политических кругах Японии, ибо в Токио во времена Горбачева и Ельцина уже забыли о жестком тоне советских времен.
Эту принципиальную позицию российского государства подтверждал и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заявив, что принадлежность Курил «не является предметом для дискуссий». Вместе с тем руководство дипломатического ведомства России согласилось продолжить переговоры по вопросу заключения между двумя странами мирного договора. При этом министр подчеркнул во время пресс-конференции, что в отличие от японской стороны «не считает мирный договор с Японией синонимом решения территориальной проблемы». Это выбивает основной козырь японской дипломатии, для которой мирный договор является не целью, а средством обретения утраченных по итогам войны территорий и возвращает ситуацию к 1956 году.
Сегодня, спустя 60 лет, российское правительство может заявить о денонсации положения о передаче Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан. Это позволяет действующее международное право.
Заключенная 23 мая 1969 г. Венская конвенция о праве международных договоров перечисляет случаи, когда достигнутые в соглашении договоренности могут не исполняться. Статья 62-я этой конвенции допускает неисполнение договора в случаях, когда «последствие (произошедшего) изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору». Именно таким «коренным образом изменившим сферу действия обязательств» явилось введение в мире в 1977 г. 200-мильных экономических зон. Сегодня в случае передачи Японии искомых ею островов Россия утратит не только территории, но и 210 тысяч кв миль богатейшей биоресурсами акватории. Не приходится сомневаться, что такую денонсацию поддержит российский народ, подавляющее большинство которого на опросах выступает против любых территориальных уступок Японии.
При всем стремлении премьер-министра Синдзо Абэ к большей самостоятельности во внешней политике США вряд ли позволят ему кардинально изменить курс и отказаться ради улучшения отношений с Россией от явно устаревшей и нереалистичной политики требования «северных территорий». Да и японские «неоконы» и правонационалистические силы обладают достаточным влиянием для блокирования попыток нынешнего премьера внести новизну в по сути реваншистскую позицию Токио в отношении Курильских островов.
Что ж, мы жили без мирного договора 70 лет, проживем еще. У нас, кстати, нет мирного договора с главным противником в войне — Германией, и это на протяжении десятилетий не мешало развитию политических, торгово-экономических, культурных и иных отношений между двумя странами и народами.
Напомним лишь 1-ю статье Советско-японской совместной декларации 1956 года: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции