Вокруг гетмана измена

Вадим Самодуров. © / Из личного архива

«Для того, чтобы урегулировать конфликт и вернуть наши территории, необходимо расширить «нормандский формат». Давайте приглашать туда американцев — администрацию нового президента Трампа» — заявил на днях в эфире телеканала «112 Украина» лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко. Что американцам неплохо бы выступить в переговорном процессе, поведал и военный аналитик Валентин Бадрак, так как, по его мнению, «антипутинскую коалицию» способны создать только они. Великобритания также логично бы смотрелась в качестве переговорщика, так как «она — гарант независимости Украины», рассказал Бадрак.

   
   

Обоих деятелей можно понять. И ориентированного на сотрудничество с Россией Бойко, и близкого к украинским националистам Бадрака. Для одного Дональд Трамп видится освободителем Донбасса и Украины от войны, другой стремится найти антироссийские нотки в заявлениях новой американской администрации.

Ошибаются, впрочем, оба. Трампу плевать на Украину с высокой колокольни, он пришел, чтобы решать вопросы с китайским экономическим доминированием и лезть в восточно-европейскую историю «обиженных» и «оскорбленных» народов не собирается. Он одинаково холоден как к республикам Донбасса, так и к Украине. Однако, есть момент, который не может не настораживать Киев.

Пресс-секретарь американского президента Шон Спайсер несколько дней назад заявил, что Трамп готов заключить с Москвой выгодную сделку. Порошенко напрягся: не Украина ли у него — предмет торга? В своей инаугурационной речи Трамп сделал упор на угрозе исламизма и терроризма, и поскольку сейчас он намерен бороться с бородатыми боевиками, то союз с Россией не помешает — твердят в унисон американские, российские и даже некоторые украинские аналитики. И ради этого союза американский лидер может пойти на сговор и согласиться на раздел мирового влияния. Украина при таком раскладе может оказаться в сфере интересов России, которая не преминет воспользоваться шансом, и останутся от украинской государственности одни рожки да ножки.

Я не исключаю возможность такой сделки. Но тем не менее, это событие, которое следует отнести к числу маловероятных. Причина в украинской армии, которую не стоит сбрасывать со счетов, и Европе, в которой пока что голос сторонников санкций слышен громче. Однако Трамп и Владимир Путин могут договориться насчёт Донбасса примерно в таком ключе: американцы не будут предоставлять Киеву оружие и специалистов, и на словах даже призовут Порошенко к соблюдению Минских соглашений. А Россия либо усилит операцию в Сирии против террористов и согласится на смещение Асада, — наиболее вероятный вариант, либо пойдёт на сокращение ядерных вооружений, что вряд ли уж возможно. Но насчёт чего-то Путин и Трамп непременно договорятся.

Америка начала меняться изнутри, и эти перемены вызывают цепную реакцию в мире, которая чревата совершенно неожиданными последствиями. Вот, например, премьер-министр Эстонии Юри Ратас на пресс-конференции 19 января заявил, что слухи о возможной «российской агрессии» в Прибалтике не соответствуют действительности и губительно сказываются на экономике страны (!) А Эстония, между прочим, является страной с одним из самых антироссийски настроенных правительств. Но так как «печеньки» теперь из Вашингтона возить некому, придётся довольствоваться теми, что будут закупаться у России.

Так что с американцами в ближайшее время у украинцев вряд ли образуется ансамбль. 

   
   

По несколько иным причинам и Великобритания не подходит на роль заступника Порошенко. Нынешнее консервативное правительство упрекнуть в русофилии вряд ли можно, глава МИД Тереза Мэй не единожды прямым текстом заявляла, что её страна не признает воссоединения Крыма с Россией. Но Великобритания имеет богатую традицию неучастия в европейских конфликтах, а обособленность острова от континента стала причиной формирования особого английского национализма, сказавшего своё громкое «нет» ЕС в ходе Брекзита. Пока сложно представить, что изоляционистски настроенная UKIP сформирует правительство, но и без этой евроскептической партии большинству консерваторов понятно, что Россию ругать лучше на словах.

Итак, что остаётся в сухом остатке? США с Трампом, остров-Британия, меркелевская ФРГ с падающим рейтингом канцлера перед осенними выборами и подвисшая Франция, в которой за пост президента поборются пророссийская Марин Ле Пен и пророссийский Франсуа Фийон. Всё. Остаётся, правда непредсказуемый Эрдоган, но даже для него операция по воссозданию Крымского ханства с дальнейшим возрождением Запорожской Сечи — это чересчур безумно. Украинское руководство осталось одно, без внешней поддержки, но вместо того, чтобы пойти на выполнение соглашений, Порошенко с совершенно глупым лицом продолжает твердить, что «Донбасс не отпустим».

Очень велик риск для «шоколадного барона» просто-напросто не досидеть до ближайшего электорального цикла, ведь история — очень капризная и одновременно беспощадная дама, и ошибок она не прощает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции