И вот казавшийся таким устойчивым мировой порядок заколебался. Европа открыто говорит о кризисе отношений внутри ЕС. Лихорадит Великобританию. В США после выборов Трампа заговорили о расколе страны. Франция запуталась в президентских выборах между левыми, правыми и популистами. В Германии идут разговоры о закате «эры Меркель». Обостряются отношения в арабском мире. Несмотря на усилия мирового сообщества, не утихают войны в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене. Мировые конфликты всё чаще приобретают форму религиозных войн.
Но все эти противоречия и конфликты кажутся детскими болезнями по сравнению с чумой ХХI в. - миллионными потоками беженцев, захлестнувшими Европу. Аналитики всё чаще говорят о кризисе цивилизации.
Если не нефть, то что?
На фоне этих явлений Россия представляется чуть ли не тихой гаванью. Но достаточен ли уровень прочности нынешней экономической и политической системы? Верно ли выбран вектор развития? И всё чаще звучат тревожные голоса: будущее не столь безоблачно. Но каково оно, это будущее?
Валдайский клуб, который нередко называют кремлёвской фабрикой прогнозов, обещает в ближайшее время разработать индекс готовности к будущему. Но вот проблема: можно сколько угодно просчитывать такого рода индексы, но достаточно серьёзного обвала цен на нефть, и все эти намётки полетят в тартарары. И хотя бюджет страны за последние годы сократил зависимость от экспорта нефти и газа с 70 до 40%, она по-прежнему высока. И лучше полагаться не на ослабление сырьевой зависимости, а на анализ того, чего России недостаёт, чтобы обеспечить высокие темпы развития. Гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров называет это «приметами государственного будущего».
Каковы же эти приметы? В сфере экономики это прежде всего развитие науки и образования. В перспективе они могли бы обеспечить стране не импорт (как сейчас), а экспорт высоких технологий. В социальной сфере к приметам будущего можно отнести увеличение продолжительности жизни и преодоление социального неравенства. В последнее время к приметам будущего социологи стали относить и уровень гражданской активности.
Игра в догонялки
На недавней Грушинской конференции социологов в Москве её участники честно признали: контуры будущего (как и нового человека) творятся «как-то сами по себе». Общественность, элиты и власть способны лишь гадать о путях развития. Пока озвучиваются 4 сценария: «устойчивое развитие», «догоняющее развитие», «лидерство в развитии» и «особый путь».
Впрочем, в «лидерство в развитии» мало кто верит: слишком велик груз накопленного отставания. Не очень популярен и «особый путь».
Наиболее вероятным представляется сценарий «догоняющего развития». При этом эксперты утверждают, что в этом термине нет ничего унизительного. Этапы догоняющего развития в ХХ в. прошла Япония, входящая сегодня в клуб наиболее развитых стран. Играли «в догонялки» в своё время и ныне успешные Сингапур и Южная Корея.
На определённом этапе в догоняющем развитии есть даже определённые преимущества: можно (иногда почти бесплатно) заимствовать передовой научный и технологический опыт у более развитых стран. Технологией «догоняющего развития» успешно воспользовался Китай благодаря реформаторской политике Дэн Сяопина. Унаследовав растерзанную «культурной революцией» страну, он за 20 лет превратил Китай в самую быстро развивающуюся экономику мира. У китайского чуда нет секретов: благодаря открытости внешнему миру и интеграции в глобальную экономику страна обеспечила огромный приток прямых иностранных инвестиций. Они позволили преобразить всю инфраструктуру страны - энергетическую, транспортную, финансовую. В Китае были приняты и меры по резкому сокращению участия государства в экономике. Успешной оказалась и практика массового внедрения китайских студентов в западные университеты. Только в прошлом году консульства США выдали китайцам 250 тыс. учебных виз. Сегодня полученные знания работают на Китай.
* * *
Российские политики, говоря о «догоняющем развитии», часто придают этой формуле негативный смысл. Дескать, такой великой державе, как Россия, не к лицу тащиться в обозе и кого-то догонять. Нам очень нравится другая, сказочная мечта - «быть впереди планеты всей». А между тем в современной истории есть множество примеров, когда формула «догоняющего развития» приводила к успеху. Вопрос в том, ограничивается ли такое развитие лишь экономикой или оно втягивает в прогресс и другие сферы жизни. В послевоенной Японии, например, «догоняющее развитие» сопровождалось быстрой эволюцией гражданского общества, демократии и прав человека. А вот в Китае эта формула подобными свойствами не обладает. На очень спорный путь встаёт сегодня Турция. Там экономический рост сопровождается не расширением, а ограничением демократических свобод, обществу навязываются шариатские ценности, мало способствующие прогрессу.
Какой выбор сделает Россия? Готова ли наша элита к цивилизованной формуле «догоняющего развития»? Или её, элиту (экономическую и бюрократическую), вполне устраивает нынешнее положение вещей - эксплуатировать до ржавчины прибранную к рукам собственность, держаться за чиновничьи кормушки и «во имя будущего великой России» инвестировать в недвижимость за границей? Если так, то можно бесконечно вести разговоры о перспективах на нескончаемых форумах, всё больше напоминающих светские тусовки.,
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Эксперт: У НАТО теперь новая мишень в образе агрессивного русского медведя →
- Экономист Сергей Караганов: мир стал другим, он «вытек» из-под нас →
- Почему Россия — великая страна? →