В борьбе за народное счастье

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Поражает растущее число нелепых инициатив, исходящих от чиновничьего мира. Такое впечатление, что среди тех, кто по должности обязан любить народ и способствовать процветанию Отечества, объявлено негласное соревнование на самую бесполезную идею. 

   
   

Явление неслучайное. Оно (часто в нелепой форме) отражает изъяны нашей политической системы. Целый ряд политических институтов, входящих в вертикаль власти, с учётом концент­рации властных полномочий в Кремле стал, по сути, избыточным. А чтобы каким-то образом смягчить в глазах общественного мнения такое представление, участники разного рода политических надстроек просто вынуждены выскакивать (как говорят в народе) из штанов, чтобы продемонстрировать свою полезность и важность. 

Последнюю из такого рода инициатив проявили в Совете Федерации. Речь идёт о предложении оснастить сенаторов новой информационно-телефонной системой «Рупор». Объявленная задача: обеспечить им бесперебойную и незамедлительную связь со штаб-квартирой СФ. Для бюджета страны это не слишком обременительно. Но дело даже не в деньгах. Непонятно, зачем нужна какая-то особо экстренная связь с людьми, которые в оперативном управлении страной никакого участия не принимают? Что может произойти в России и мире такого, что потребовало бы незамедлительного возвращения сенаторов в Москву? Ради какого «мозгового штурма»? Попытка выяснить, какие события могут повлечь за собой введение в дейст­вие системы «Рупор», успехом не увенчалась. А Валентина Ивановна Матвиенко попросту отшутилась: «Ну, на случай, если вдруг соскучимся друг по другу». 

Страна-утопия?

Шутки шутками, но идея введения системы «Рупор» высвечивает одну из серьёзных проблем нашей государственной системы: сокращение роли экономических законов и нарастание волюнтаризма, а следовательно, и своеволия чиновников и бюрократов. Ситуация начинает всё больше напоминать Россию, описанную в романе-антиутопии ушедшего из жизни писателя Владимира Войновича «Москва 2042»: на фоне сращивания партийной, административной, судебной, финансовой и силовой бюрократии страна живёт своей жизнью, а бюрократия - своей.

Разрастание чиновничества приобретает угрожающие размеры. И это по официальным данным Росстата. Несмотря на то что территория России после событий 1991 г. заметно сократилась, число чиновников возросло с 73 до 108 человек на 10 тыс. населения. Разговоры о необходимости сократить саморазмножение чиновников идут не одно десятилетие, однако темпы роста всякого рода «аппаратов» лишь возрастают. По числу чиновников Россия опережает как развитые страны (в 1,4 раза), так и развивающиеся (в 2,5 раза). Мы с растущей завистью смотрим на темпы развития Китая. Так вот, одна из причин опережающего развития этой некогда одной из самых отсталых стран мира - жёсткий контроль не только над числом чиновников, но и за их доходами, при этом как в верх­них, так и в нижних эшелонах бюрократии. Борьба ведётся под лозунгом, выдвинутым лидером Китая Си Цзиньпином: «бить тигров и мух». 

Впереди планеты всей

По доле чиновников в общем числе работающего населения мы опережаем Китай в 5 раз. При этом речь не только о столичной бюрократии, где «денег куры не клюют», но и о тех регионах, где деловая активность драматически сокращается. В Орлов­ской области (один из самых маленьких российских регионов), например, «демографический» взрыв среди чиновников превосходит все разумные пределы. Население области сокращается, закрываются предприятия, фактически задавлен малый бизнес. А число чиновников растёт: на одного здесь приходится всего 55 «простых тружеников». Реакция руководства на критику типична для нашей системы власти: будет команда сверху - будем сокращать. Но команды не поступает.

Благоденствие чиновников, зарплаты которых продолжают расти, несмотря на падение общего уровня жизни в стране, порождает ненормальную атмосферу на рынке труда и в бизнесе. В некоторых регионах чиновники буквально обнаглели: на Камчатке (не самом богатом регионе России) высшие чиновники и депутаты нашли резервы для увеличения себе и зарплат, и пенсий. Пенсии - 150 тыс. руб., зарплаты - до 500 тыс. Рядовые пенсионеры здесь получают в 5-8 раз меньше. Ну прямо оазис социальной справедливости!

   
   

Социологи и экономисты с тревогой говорят о нарастающем сокращении среднего класса, среднего бизнеса. Люди бегут из бизнеса, стремясь найти местечко в административном аппарате. Бизнес, особенно средний и малый, будучи беззащитным перед произволом силовиков, налоговиков, проверяющих и местных царьков, становится всё более токсичным. И это сказывается на социальном климате: опросы выявляют негативную для будущего России тенденцию - родители при выборе профессии советуют детям идти в военные, в полицейские и чиновники. Скоро вместо знаменитой советской частушки «ух ты, ах ты, все мы космонавты» люди начнут петь: «своё счастие найду - в полицейские пойду». Падает престиж таких почитаемых прежде в России профессий, как врач, учитель, инженер. В школах не хватает учителей по важнейшим предметам: математике, русскому и литературе, физике, химии, истории. 

Страна Рублёвка

Чиновничья должность становится всё более привлекательной не только из-за зарплат и набора благ и привилегий. Попав в высокий кабинет, можно не слишком париться. Вы видели где-нибудь начальника, который сидит на работе с утра до вечера? Он решает свои дела, а работу делают замы и помощники, число которых разрастается с каждым годом. Особым шиком стало держать при своём дворе пресс-секретарей. Лучше молоденьких женщин. Скоро дворники и сторожа будут с пресс-секретарями. 

При этом сами чиновники всячески стремятся сузить круг своих общественно полезных работ. Знакомый, живущий на известном Рублёво-Успен­ском шоссе, недавно рассказал смешную историю. В посёлке Жуковка-Ильинское на одной из улиц после сильного урагана упало несколько деревьев. Ни проехать, ни пройти. На просьбу жителей о помощи в администрации посёлка ответили отказом. Почему же? Оказывается, вчера ещё проезжую улицу чиновники для своего удобства записали как частное владение. А плату за обслуживание, нетрудно догадаться, дерут. Прекрасный пример для более высоких администраций. Размыло дорогу? Рухнул мост? Не работает канализация? Воняет мусор? А это у вас теперь - всё частное. Общее у нас - только скрепы… 

Ну разве не утопия по Войновичу? Разве не роман «Рублёвка 2042»?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции