Украинская турбулентность: Мукачево

Денис Денисов. © / Коллаж АиФ

Денис Денисов, директор Украинского филиала Института стран СНГ

   
   

Выходные на Украине прошли под аккомпанемент новых убийств, взрывов и противостояния так называемых добровольческих батальонов с представителями правоохранительных органов. В данном случае события разворачиваются не на востоке страны или в Киеве, а на самой крайней точке юго-запада Украины — в Закарпатской области. В достаточно тихом регионе Украины, граничащем с тремя государствами Евросоюза, произошла бойня, которую устроили бойцы (скорее террористы) «Правого сектора»*. Не вдаваясь в подробности происходящего, тем более что версий уже десятки (скорее всего, истиной окажется банальный передел контроля над границей), остановимся на предпосылках данного события и попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

Так называемых добровольческих батальонов сейчас на Украине порядка пятидесяти, по заявлениям руководства страны, все они давно встроены в системы МВД, ВСУ либо Национальной гвардии. За прошедшие почти полтора года очень многие из них «отличились» доблестной борьбой против собственного народа: у всех на слуху такие названия, как «Азов», «Айдар», «Торнадо». Факты их зверств неоднократно демонстрировали как представители ДНР и ЛНР, так и ряд международных организаций. Как мы знаем, подавляющее большинство так называемых добровольческих батальонов фактически являются неонацистскими вооружёнными группировками, которые контролируют различные украинские олигархи и политики.

Прошлой весной, когда они начали появляться на свет, стало очевидно, что этого «джина из бутылки» впоследствии будет очень сложно контролировать и он принесёт ещё много бед стране. Украина за двадцать четыре года своей независимости никогда не переживала ничего подобного. Даже в лихие 90-е разборки не заканчивались гранатомётными перестрелками и вызовами подкреплений, формально относящихся к официальным силовым структурам государства.

Подобные реалии современной Украины в очередной раз подтверждает мнение, что государство скатилось к состоянию failed state (несостоявшееся государство). В то же время данную ситуацию вполне уместно рассмотреть через призму откровений недавно назначенного посла Украины в США Валерия Чалого. В частности, он сообщил, что Украина сейчас активно получает оружие, в том числе летальное, от стран Запада. Кроме того, по его словам, в США есть широкая поддержка идеи увеличения поставок вооружения Украине.

Традиционно «чужими руками» США реализуют свою геостратегию. Барак Обама и США как бы ни при делах, ведь они-то напрямую не предоставляют летальное оружие Украине, ну а за своих партнёров они не в ответе, всё-таки «независимые» страны. В итоге западные партнёры накачивают Украину оружием, которое используется в том числе и для передела сфер влияния в стране. Не трудно представить, к чему это может привести. По-видимому, к развалу государства на мелкие княжества, активно воюющие между собой.

Чем это грозит России? Во-первых, это наличие на своей южной границе (общая граница более полутора тысячи километров) антирусского нестабильного государства, с неустойчивой вертикалью власти и преобладанием в политической элите страны представителей партии «войны», причём войны именно с Россией.

   
   

Во-вторых, милитаристская сущность политической элиты Украины подразумевает продолжение конфликта на Востоке Украины, а с учётом того, что на Украину поставляют летальное оружие, существует очень высокая вероятность того, что среди руководителей страны победит точка зрения относительно силового варианта разрешения конфликта в Донбассе. Как тут не вспомнить недавно трудоустроенного на Украине экс-президента Грузии Михаила Саакашвили с его опытом развязывания войн, который, к слову сказать, находится в розыске на своей родине.

В-третьих, можно предположить, что в краткосрочной перспективе Россия и Беларусь могут столкнуться с проблемой террористически-диверсионных атак со стороны представителей так называемых добровольческих батальонов на своей территории. Ведь мы понимаем, что стратегией действий подобных образований управляют структуры, находящиеся далеко за пределами Украины.

В-четвёртых, уже ни для кого не секрет, что политическая элита Украины не собирается выполнять «Вторые минские соглашения». А с учётом консолидированной позиции Запада, лояльно относящегося к подобному поведению, следует предположить, что конфликт с ДНР и ЛНР будет продолжаться до тех пор, пока Украине будут оказывать экономическую, политическую и военно-техническую поддержку.

Что может сделать Россия? Во-первых, интенсифицировать дипломатические усилия в рамках ШОС с целью давления представителей стран-участниц организации на руководителей Украины для неукоснительного соблюдения «Вторых минских соглашений».

Во-вторых, использовать принцип «реторсии» — в международном праве это симметричный ответ на недружественные действия той или иной стороны, активно используемый во всём мире, в данном случае — относительно действий, совершаемых западными партнёрами: Россия, в частности, может заявить о том, что оставляет за собой право направить в Донбасс своих инструкторов в ответ на приезд во Львов 300 американских инструкторов.

В-третьих, Россия может максимально интегрировать ДНР и ЛНР в свою хозяйственную структуру в качестве ответа на блокаду данных территорий Киевом. Как известно, в этом отношении уже многое сделано.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


*Террористическая организация, деятельность которой на территории РФ запрещена решением Верховного суда