Национальная ассамблея Франции отреагировала на победу Дональда Трампа весьма оригинально: подала исполнительным властям проект резолюции об импичменте Франсуа Олланду. Растерянность европейской клиентуры Вашингтона — от фрау Меркель до госпожи премьер-министра Терезы Мей — продемонстрировала, что ни у островных, ни у континентальных элит, что называется, не было «плана В» на случай, если Хиллари Клинтон не победит. Такая перспектива воспринималась как умозрительная и всерьёз не рассматривалась.
Процедура импичмента в отношении Олланда — явная месть политизированных французов за ту беспомощность, которую он продемонстрировал во время терактов в Париже и Марселе. Впрочем, правые, инициаторы отставки, не могут не признать то, что этот документ едва ли будет принят к реальному исполнению, так как правые большинства в парламенте не имеют, а договариваться некогда: президентские выборы во Франции уже «на носу».
Весьма показательными и забавными были многочисленные инциденты с «политическим переобуванием в воздухе», которое демонстрировали европейские и британские политики, в том числе и такие знаковые, как Тереза Мей, Борис Джонсон, упомянутый Франсуа Олланд и Ангела Меркель: поздравляя Трампа с избранием, они как бы пытались извиниться за те грубости, которые сами же и говорили ему не так давно.
Трамп, надо сказать, продемонстрировал харизматическое поведение, отказавшись общаться с теми главами государств, которые его оскорбляли, когда он был кандидатом в президенты.
Просчёт европейских политиков — а они явно положили все яйца в одну корзину вопреки народной мудрости — показал, что под политическим высокомерием, которое они так любят демонстрировать, остаётся всё меньше оснований.
Тем не менее при всём при этом Европа получает реальный шанс изменить модель своих отношений, в частности, с Россией, и вести гораздо более суверенную политику в целом. Тут, кстати, и Brexit случился очень вовремя для проявления Германией своих собственных амбиций.
Однако той же Германии произвести суверенизацию своей политики при канцлерин Ангеле Меркель будет весьма проблематично, ведь никакой политик не любит признавать свои ошибки, даже если они очевидные.
Думается, в результате Европа застынет в ожидании первых движений со стороны США, когда станет ясно: потерял ли заокеанский гигант равновесие или просто сделал вид, что его теряет, чтобы испытать на лояльность своих европартнеров.
Впрочем, на фоне недовольства избранием Трампа в самих США, которое уже выражается не только в митингах, но и погромах (видимо, «уроки украинского Майдана» действительно не прошли мимо американского обывателя), европейский пруд пока тих: даже проблемы с мигрантами уже не воспринимаются так остро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции