Спецоперация с консолидацией. Как население воспринимает события на Украине

В 1654 г. гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился к Раде, чтобы присягнуть одному из четырёх государей: султану турецкому, хану крымскому, королю польскому или царю московскому. Народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного». © / Коллаж АиФ

Спецоперация России на Украине перевалила за полгода и длится более 7 месяцев. Надежды на то, что с учётом преобладающей военной мощи России она закончится «за пару месяцев», не оправдались. Мнение, что «это надолго», в общественном сознании становится преобладающим. Как эта ситуация отражается на настроениях россиян?

   
   

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Эйфория, возникшая по поводу результатов референдумов и вхождения в состав России новых территорий, длилась недолго. Патриотическое ликование было омрачено наступлением украинских войск сразу на нескольких направлениях. 

Неожиданность?

Посыпались вопросы: а куда смотрела наша разведка, наши дипломаты? Какие сведения они передавали в Москву? 

Чтобы наверстать упущенное, пришлось проводить частичную мобилизацию. Даст ли она скорую победу? Эксперты считают, что военные результаты частичной мобилизации проявятся лишь к зиме. Как на это будет реагировать мировая «прогрессивная общественность»? Пока баланс информационной войны не в нашу пользу. Отторжение России нарастает.

США и «коллективный Запад» твёрдо заявили о том, что ни результатов референдумов, ни новой географической и политической конфигурации России они не признают. Запад готовит новую, мощную «мобилизацию» финансовых, военных и политических ресурсов в поддержку Украины. Евросоюз готов выложить 5 ­млрд евро, США – 12 ­млрд долл. Обращает на себя внимание то, что из этих 12 ­млрд почти 5 пойдёт на поддержку бюджета и социальной стабильности Украины. Иными словами, США намерены помочь Киеву исключить возможные протесты. Протестов, кстати, пока и не наблюдалось. Сказываются усилия мощной и многолетней информационной кампании и на Украине, и на Западе против России. То есть ожидать, что Украина вот-вот выдохнется и пойдёт на российские условия мира, не приходится.

   
   

Что говорят звёзды?

В последние дни сразу несколько социологических центров провели опросы населения. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) выявил резкий скачок тревожности. Спокойствие сохраняют лишь 25% опрошенных, 69% «очень обеспокоены». Основная причина нарастания тревожности (47%) – частичная мобилизация, у 27% опрошенных – общая и непредсказуемая динамика развития событий на Украине. Аналитики задаются вопросом, как всё это скажется на уровне одобрения действий россий­ских властей. Будут ли «искать крайнего»?

В этой связи интересны результаты опроса ВЦИОМ. Несмотря на то что в обществе нарастает непонимание того, «почему нет быстрой и решительной победы», сама операция продолжает пользоваться поддержкой большинства (70%) населения. Негативно о СВО отозвались 18%.

Существенно не изменились в понимании россиян и цели спецоперации. Почти 40% считают, что это защита России, срыв планов ­НАТО по размещению на Украине своих военных баз и разоружение самой Украины. Несмотря на то что сформулированная цель – «денацификация Украины» – всё более отходит на зад­ний план, 17% опрошенных тем не менее считают, что и она оправданна и должна быть доведена до конца.

По ходу времени

Опросы показывают, что среди населения сохраняется и заметное число «неисправимых оптимистов». В частности, тех, кто считает маловероятным или даже невозможным перерастание украин­ских событий в прямое столкновение с США и с ­НАТО, а тем более в мировую войну. Что питает подобные убеждения? Похоже, прежде всего понимание того, что целью США и Западной Европы является не громкая победа над Россией, а её методичное и долговременное ослабление как глобального игрока. Метод действия «коллективного Запада» – затягивание кон­фликта чуть ли не на годы, без его чрезмерного обострения.

Для России такая «установка» крайне невыгодна, поскольку она предполагает появление всё новых и продление уже имеющихся санкций. Затягивание конфликта явно тревожит россиян.

Далеко ли до победы?

Другой недавний опрос, проведённый Центром исследований политической культуры России (­ЦИПКР), показывает, что тревоги населения всё более перемещаются в сторону социальных и даже бытовых проблем. И хотя значительная часть активных граждан по утрам лезет в интернет, чтобы посмотреть «что там на Украине», наиболее важной проблемой большинство опрошенных считают экономическую ситуацию. И это несмотря на постоянные заверения властей, что «Россия успешно справляется и с санкциями». На первом месте тревоги, связанные с ростом цен. Сокращаются накопления. Впрочем, почти 40% опрошенных «оптимистично» заявляют, что у них накоплений и не было ни до начала кризиса, ни сейчас.

Неторопливый ход спец­операции, неясность по поводу сроков её окончания вносят, по мнению социологов, сумятицу и разнобой мнений при вопросе: «Далеко ли до победы?» В целом мнения склоняются к неизбежности победы. Более того, 15% считают, что «мы уже победили», 20% – что победа «не за горами», 30% полагают, что «мы на пол­пути к победе». Уклоняются от оценок сроков и целей СВО 19%. Но большинство (60%) считают, что спецоперацию следует довести до конца. Интересно отметить то обстоятельство, что за её продолжение высказываются люди самых разных политических убеждений и партийной принадлежности. И это свидетельствует о высокой степени консолидации российского общества в отношении событий на Украине.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции