— Мне кажется, что в общественных дискуссиях по делу Скрипалей серьезно преувеличена роль английской разведки, которая представляется всесильной, кровожадной и способной на любое преступление. На самом деле, это миф, созданный во многом самими англичанами, в частности «золотыми перьями» английской литературы Джоном Бакеном, Сомерсетом Моэмом, бывшими разведчиками Грэмом Грином и Джоном Ле Карре. Особенно отличился Иен Флеминг с его агентом 007 Джеймсом Бондом, который с изяществом повергает в прах всех своих противников, особенно, из нашего лагеря, эффектно использует прекрасных дам и безжалостно «мочит» тех, кто стоит у него на пути (серьезный писатель Ле Карре считает Бонда обыкновенным гангстером). Бондиана внесла немалый вклад в создание мифа об абсолютной всесильности спецслужб, что весьма далеко от реальности, в том числе и в нашей стране. Английская разведка бесспорно пролила достаточно крови в годы Британской империи, во время холодной войны содействовала убийству Патриса Лумумбы в Конго и похожим грязным делам, однако, она отличается осторожностью и сдержанностью. Англичане являются мастерами по подставам, в свое время в Англии мы постоянно сталкивались с их агентами, которые умело пытались нас дезинформировать и выдерживали наши проверки на честность.
Во время войны английская разведка провела блестящую операцию, подбросив немцам труп английского офицера с документами о предстоящей высадке союзником не в Сицилии, а в другом месте. Дезинформация сработала. Во время войны наша разведка в лице полковника Чичаева имела официальный контакт в Лондоне с Secret Intelligence Service (CIS, «Секретная разведывательная служба», MI-6, — Ред.). Англичане забрасывали много агентуры во Францию (мы тоже пытались им помогать), но Гестапо во многих случаях их отлавливало. Огромным достижением англичан считается операция «Энигма» по расшифровке немецких секретных телеграмм, однако, тут заслуга, в основном, ученых и технических работников. Я не знаю случая, чтобы английская разведка пыталась отомстить своим сотрудникам, перешедшим на нашу сторону. Наши агенты Ким Филби, Гай Берджесс, Дональд Маклин (мы их охраняли) умерли своей смертью в Москве. Наш прославленный разведчик Джордж Блейк, бывший сотрудник SIS спокойно живет и работает в России.
Может быть, за делом Скрипалей стоит американская разведка, действующая по собственной инициативе? Вряд ли это возможно, ибо между США и Англией имеется соглашение о разведывательном сотрудничестве, и обе службы обязаны согласовывать свои действия на чужой территории.
Что же за фантасмагория происходит в Англии? На мой взгляд, в Англии действует законспирированная организация, созданная на базе беглых россиян, в том числе и олигархов, организация отнюдь не похожая на союз меча и орала, которым вертел Остап Бендер. Организация ставит своей целью отстранение от власти нынешнего руководства России, возвращение к тем временам, когда они чувствовали себя в России вольготно. Конечно, возвращение своих капиталов и политического влияния, проведение в жизнь прозападной политики в стиле присной памяти Андрея Козырева. Почему считать это нереальным, если все это уже было в 90-е? Разве не ездили американские советники по нашим военным заводам, не открывали ногой двери своих единомышленников в Думе? Разве не подталкивали власти на люстрацию и не переформатировали внутренние органы КГБ? Да и разведку кое-кто жаждал прикрыть, ибо она уже не соответствовала «пылкой дружбе» между Россией и США. Ах, эта дружба, ах, эта русская доверчивость, о которой много писал блестящий прозаик Василий Белов и о которой недавно упомянул президент Владимир Путин!
Эта организация частично контролировалась Березовским, а когда он пожелал вернуться в Россию и написал покаянное письмо Путину, его быстренько убрали — группа отличается жестокостью и шпанистой безответственностью. Несомненно, что организация связана с английскими спецслужбами, однако, профессионалы знают, что связь «агент —куратор» не всегда означает безусловную подчиненность агента. Исторический пример — Евно Фишелевич Азеф, секретный сотрудник департамента полиции, он же руководитель Боевой организации партии эсеров. Он выдал много революционеров, но разве он не мог предотвратить убийства большинства видных царских чиновников? Конечно, мог, но старался не предотвращать, и не только из-за боязни разоблачения, а просто из нежелания подчиняться полностью своим хозяевам, из решимости продолжать террор. В нашем английском случае короткий поводок, по-видимому, тоже отсутствует, и злобный пес порою действует сам по себе.
Что касается политики, то тут поводы скорее используют, чем создают. В 1934 году Николаев убил на почве ревности Кирова (никто его на это не подталкивал), Иосиф Сталин воспользовался этой трагедией и начал смертельное наступление на оппозицию, все закончилось громкими процессами и жестокими репрессиями. Налет террористов на башни-близнецы в США использовался администрацией для радикального переформатирования своей внешней политики под лозунгом борьбы с терроризмом, установление своих режимов на Ближнем Востоке и в Афганистане. В самой Англии власти долго искали повод для сокращения советских представительств, и на их счастье в 1971 году попросил политического убежища (вместе с чужой женой) сотрудник КГБ Олег Лялин, что дало повод выслать сразу 105 дипломатов. Лялин якобы раскрыл их истинное лицо перед британскими властями, но на самом деле, мы прекрасно знали, что англичане, так же, как и мы, в общем осведомлены о тех, кто занимается разведкой (половина высланных, кстати, к ГРУ и КГБ не имела отношения).
В нашей стране к англичанам относятся душевно, даже слишком душевно, обожают Лондон, захлебываются в шотландском виски, рыдают над сериалами о страданиях Джейн Эйр и перипетиях в семье Форсайтов. Тянется это с давних времен, помните «Дубинушку» Федора Шаляпина: «Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину....»? Но на всякого мудреца довольно простоты. Тереза Мэй, конечно, большой мудрец, но не сэр Уинстон Черчилль, она варганила в свое время фальшивое дело Литвиненко и, боюсь, вряд ли вытащит из скрипальной ямы буксующую телегу английской внешней политики. В этой связи характерна реакция на дело Скрипалей наших бывших разведчиков, ныне просветленных западных экспертов. Виктор Суворов (Резун) не откликается на телефонные звонки даже дружественного ему американского радио «Свобода», Олег Гордиевский также уклоняется от комментариев, Олег Калугин прямо заявил, что не видит в деле Скрипалей русского следа, хотя из солидарности поддержал акцию высылки наших дипломатов.
Удивительно, что опытные эксперты в СМИ, навалившиеся на коварный Альбион, почему-то проглядели отвратительную руку ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России, — Ред.) который вполне может стоять за делом Скрипалей. Тайными игиловцами заполнена вся Европа, в том числе и Великобритания, они напоминают о себе регулярными терактами, по логике вещей у них должны быть тесные контакты с подпольной организацией беглых русских, ибо цели у них едины: свалить нынешнее руководство страны. Если аж 5000 россиян воевало в составе отрядов ИГИЛ, то представляете сколько симпатизантов имеется в мире и у нас в стране? Добыть ядовитые газы или другое смертельное оружие для них — как раз плюнуть. Нынешний скандал на почве дела Скрипалей уже нанес ощутимый удар по России, активным бойцом с терроризмом (Сирия —пример!), указал на новое исчадие ада. Большая часть Европы и США ощерилась против России, нам перемывают косточки, совершенно забыв о зверских терактах в США и Европе, о своих погибших гражданах. В единый фронт борьбы с терроризмом вбит клин, и не случайно главы наших спецслужб Нарышкин и Бортников недавно визитировали США. Единое выступление Европы против России, инициированное Великобританией и США, конечно, удалось, но в этом единстве слишком проглядывается кнут зачинщиков акции. Давление ЕЭС и НАТО тут же высветило несогласных, колеблющихся, неуверенных — выход Англии из ЕЭС может повлечь за собой медленный и постепенный распад. В любом случае брожение внутри ЕЭС усиливается и укрепляется влияние националистических партий, не склонных слепо следовать в фарватере союзнических обязательств. Итак, мы входим в новую фазу — во все более многополярный мир. Куда плыть России? Евгений Примаков любил переиначивать слова прародителя Терезы Мэй, консерватора лорда Пальмерстона: «У России нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нее имеются постоянные интересы». Этому курсу мы и следуем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции