Сказанье о земле Русской. Чем удивит нас новая перепись населения?

Вячеслав Костиков. © / АиФ

В этом году России предстоит пройти через новую перепись населения. Точная дата начала пока не объявлена. В связи с эпидемией коронавируса возможны варианты отсрочки. Однако в отдельных и труднодоступных районах страны она уже началась.

   
   

Специфика новой переписи в том, что она будет вестись в безбумажном варианте. Опрашивающие (360 тыс. чел.) будут ходить по домам с электронными планшетами. Это даст возможность, во-первых, сэкономить на опросных листах. А во-вторых, ускорить и сделать более точной обработку данных.

Читатели часто спрашивают: а зачем вообще нужны переписи? Разве, общаясь с людьми, ходя по магазинам, ругаясь с чиновниками или роясь в интернете, мы не знаем, как и чем живёт страна? У власти тоже есть множество тайных и явных ушей и глаз, которые (часто в закрытом режиме) докладывают ей о положении дел в стране. Но, видимо, ни низы, ни верхи всего не видят или не хотят видеть.

Но вдруг...

Но вдруг что-то обнаруживается. За последние 20 лет, например, в России исчезли 20 тыс. деревень. Выявилось это с помощью переписей. Или вот совсем недавно обнаружилось, что в России, оказывается, есть деревенька Ёжиково, которая не значилась ни на картах, ни в избирательных, ни в налоговых ведомостях. Глядишь, при грядущих электронных опросах найдётся не только богом забытая деревня, но и нечто такое, от чего страна ахнет и задумается: а правильно ли мы живём? В ходе предстоящей переписи переписчики могут «вдруг обнаружить», что «социального государства», о котором так много говорят власти и которое даже прописано в Конституции, народ как-то не замечает. Ну не видно его ни в аптеке, ни в больнице, ни в налоговых оповещениях, ни на бензоколонках. А видно, что подсолнечное масло почему-то вдруг подорожало сразу на 20%, заметно выросли в цене сахар и народная гречка. Откликнется ли перепись на эти сюрпризы рынка?

Но если шутки в сторону, то переписи нужны. Неслучайно же их проводят в 50 наиболее развитых государствах. И в некоторых с древнейших времён. Например, в Египте, Китае, Японии, в Древнем Риме. Главная цель всех тех переписей (думаю, она сохранилась и до сих пор)— узнать, сколько по стране можно набрать воинов, сколько у людей карманов и водятся ли там деньги. Проще говоря, цели были главным образом военные и налоговые. На Руси первая перепись была проведена в 1245 г., естественно, с целью выяснить размеры возможного «податного обложения». Первая всеобщая перепись была проведена при Петре I.

Хочу всё знать

Сегодня задачи переписей, естественно, шире. Что хотят выяснить и уточнить? Число семей и их состав, гражданство, занятость жителей и жилищные условия, количество и даже качество домов, масштабы миграции и то, откуда и куда люди приехали. Будет уточнён национальный состав населения России. Ведь после распада СССР многие русские оказались вне пределов границ РФ. С другой стороны, в Россию хлынул поток мигрантов. Знают ли они русский язык, как бытуют, имеют ли жильё? Как заняты: официально или «втёмную», то есть без всяких социальных гарантий. Перепись позволит уточнить уровень образования и владение языками. Благодаря уточнённым данным правительство будет иметь возможность более осознанно подходить к бюджетному планированию, к демографической и социальной политике, уточнить потребность в тех или иных национальных проектах. Впрочем, по мнению аналитиков, у переписи есть и негласные цели, которые после событий в Белоруссии стали особенно актуальны: выяснить, насколько стабильной является обстановка в стране. И нет ли в России неких подводных течений, которые могут неожиданно (как в Минске) всколыхнуть народную жизнь? Есть ли основания для благостных прогнозов, которые так любит власть?

Через замочную скважину?

Нужно отметить, что в отличие от переписи 2010 г., которая вызвала в обществе большой резонанс, сообщения о предстоящей переписи прошли почти незамеченными. В 2010 г. людям было интересно узнать, что изменилось в стране после ухода Б. Ельцина из политики, что дало за 10 лет президентство В. Путина? Главным достижением того десятилетия стала стабильность. И народ это оценил. Но сегодня подобный интерес отсутствует. Стабильность стала обыденностью, привычным пропагандистским товаром, и население перестало на неё реагировать. Всё более востребованным становится лозунг «Хотим перемен». Но пока он существует визуально только на знаменитой стене Цоя, что на Арбате в Москве.

   
   

Перепись 2010 г. указала на ряд негативных тенденций. Увеличилось число разводов, уменьшилось количество семейных пар, упала рождаемость. По результатам той переписи был принят ряд важных мер: ввели дотации на ребёнка, появилось понятие «семейный капитал».

Сегодня на повестку дня со всей остротой выходит проблема бедности, в том числе бедности работающих людей и семей с двумя и более детьми. Не изжиты и демографические проблемы: население России продолжает сокращаться. И одна из причин — непонимание населением того, что ждёт в будущем их детей. Не страшно ли рожать? Ведь сколько уже лет министры, отвечающие за экономическое развитие, убеждают нас, что дно кризиса наконец нащупано, сейчас оттолкнёмся и пойдём вверх. Однако, по свидетельству Счётной палаты, темпы роста в ближайшие годы будут колебаться вокруг нуля.

* * *

Возвращаясь к переписи, нужно сказать, что она, безусловно, является полезным рентгеновским аппаратом для высвечивания экономических и социальных болячек страны. Но врачи правильно говорят, что самого рентгеновского снимка (или более точной компьютерной томографии) недостаточно, чтобы поставить диагноз. Для прочтения снимков нужна высокая квалификация. И конечно, желание видеть и честно сказать пациенту о его проблемах. А вот этого желания честно разговаривать с обществом и народом о проблемах страны, на мой взгляд, у многих властей предержащих пока нет.

Перепись населения не является инструментом. Инструментом является политика. А она у нас в стране в дефиците. Хочется надеяться, что предстоящая перепись населения (и её политические интерпретации) не превратится в съёмку нового фильма типа «Кубанские казаки» или «Сказание о земле Сибирской». Думаю, власть понимает: в отличие от «простого советского человека», который принимал такого рода фильмы за чистую монету и только сетовал, что до его деревни такое счастье пока ещё не дошло, граждане новой России научились с разумной долей скепсиса смотреть и кино, и телепрограммы и, главное, стали участниками социальных сетей. Где они и будут обсуждать итоги новой переписи.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции