Владислав Иноземцев д. э. н., директор Центра исследований постиндустирального общества, профессор НИУ «Высшая школа экономики»
Накануне Дня народного единства громче звучат разговоры о необходимости защиты и сплочения «русского мира» - сообщества русскоязычных людей, проживающих за пределами России.
Внимание к ним у нас начало расти с середины 2000-х. А в последний год на фоне событий в Крыму и Донбассе тема «русского мира» вышла на первый план.
Русское сообщество за границами РФ действительно огромно: почти 35 млн человек называют себя русскими, а 60 млн считают русскую культуру родной. И речь даже не столько о жителях Донбасса или Северного Казахстана - в Праге, Берлине, Вене, Лондоне, Нью-Йорке от 2 до 7% (!) жителей причисляют себя к русским, хотя многие из них вряд ли могут быть названы таковыми с позиций, например, русских националистов.
Соотечественники второго сорта?
Эти люди, как правило, высокообразованны (в тех же США работают более 6 тыс. русских профессоров колледжей, в Европе - не менее 4 тыс., в их числе нобелевские лауреаты А. Гейм и К. Новосёлов, а также, например, видные математики В. Вапник и М. Концевич, биолог Е. Кунин, физик А. Линде). Они успешны в управлении и бизнесе - чего только стоят примеры С. Брина (сооснователя мирового гиганта Google), И. Олейникова (миллиардера, одного из крупнейших девелоперов США), В. Гапонцева (физика, главы международной компании IPG Photonics) и десятков других. Выходцы из России контролируют и управляют в Америке и Европе активами стоимостью более 1 трлн долл. Можно привести имена десятков прославленных художников, музыкантов, спортсменов, происходящих из России.
Это эмигрантское сообщество, однако, не так привлекает внимание российских властей, как русские на Донбассе, в Латвии или Эстонии, где они при определённых обстоятельствах могут стать влиятельной пророссийской политической силой (как это показали, например, последние выборы в Латвии). Оно разобщено, его успешные члены хорошо укоренены в новых странах пребывания, ради достижения своих целей они давно отодвинули свою русскую «породу» на второй план. Однако, на мой взгляд, недооценка потенциала этих людей и небрежное отношение к ним дорого обходятся нашей стране.
Россия проводит непоследовательный курс: с одной стороны, она выступает защитником прав русских за рубежом, с другой - ограничивает их права у себя на родине. В частности, через запрет на занятие госдолжностей лицам с двойным гражданством и видом на жительство. Русские, добившиеся успеха на Западе, уехали туда, сделав осознанный выбор. Ради возвращения в РФ они не откажутся от американского, французского, немецкого гражданства. Но они могут - и должны - приносить пользу родной стране. Их нужно привлекать обратно и позволять им работать на любых должностях, где их квалификация востребована. При Петре I, великом модернизаторе страны, офицерский корпус в полках мог на треть (!) состоять из иностранцев. Почему же мы сейчас боимся допустить на госслужбу русских с несколькими паспортами?
Право крови
Двойное гражданство давно стало в мире привычным явлением. Генерал-губернатор Канады Микаэль Жан была назначена на эту должность в 2005 г., имея помимо канадского паспорта ещё и французский; Арнольд Шварценеггер дважды избирался на пост губернатора самого крупного американского штата, Калифорнии, будучи гражданином Австрии. С 1999 г. в США отменены все запреты на занятие постов в правительственных структурах для американских граждан, имеющих также и иностранный паспорт. В Германии с 2006 по 2010 г. француз был 1-м замминистра обороны, даже не имея паспорта ФРГ!
Если Россия хочет считаться страной - строителем «русского мира», первое, что она должна сделать, - ввести в практику распространённое во многих странах мира так называемое «право крови» (jus sanguinis). Наличие хотя бы одного «этнического» дедушки или бабушки в качестве основания для гарантированного получения гражданства закреплено в конституциях и законах ФРГ, Болгарии, Эстонии, Армении, Греции, Венгрии, Сербии и т. д. В Италии и Ирландии дают гражданство страны этническим итальянцам и ирландцам - вне зависимости от того, когда в истории рода встречались выходцы из этих стран.
Мы должны пойти тем же путём, раздав миллионы своих паспортов в самых разных концах света и отменив все ограничения на работу этих людей в нашей стране. Нам куда важнее сейчас стать «собирателями людей русских», чем «собирателями земель» - территории приобретаются войной, а удерживаются порой слишком большими деньгами.
Позвать нельзя забыть
Если Россия намеревается быть успешной, она должна открыть границы и возможности для всех, кто в той или иной мере принадлежит к населяющим её народам. Россия должна сказать, как это сделал, например, Китай (ст. 50 конституции КНР: «КНР охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев-репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей»), что она выступает защитником интересов ВСЕХ русских, живущих в мире, и готова принять их на своей территории. Китай, замечу, начал свои реформы именно с того, что создал идеальные условия для возвращения в страну хуацяо (выходцев из Китая. - Ред.) с их капиталами и образованием. Именно они подняли экономику прибрежных регионов, что и обусловило последующее бурное развитие страны.
Сегодня «русский мир» - это не только и не столько русские, выходящие за деньги российских посольств и «общественных организаций» на митинги в Латвии и Эстонии. Прежде всего это люди, по своему выбору покинувшие страну и создавшие в мире индустриальную и технологичную экономику, сравнимую по масштабам с экономикой самой России. Это люди, которые цитируются в научных изданиях в 1,8 раза чаще, чем все учёные, работающие на территории РФ. Не использовать их потенциал и возможности просто преступно.
К сожалению, пока наша страна уверенно отгораживается от этих людей, предпочитая отвоёвывать те территории и тех граждан, которые на протяжении четверти века не так уж чтобы очень рвались с ней воссоединиться, хотя всегда могли переехать в Российскую Федерацию, если бы захотели. Насколько это правильный курс, покажет время. Но пока заметно, что в 2013 г. число уехавших из России на ПМЖ выросло в 4,6 раза по сравнению со средним значением за 2009-2011 гг., а в 2014-м их будет ещё больше. За 6 лет мы рискуем потерять больше людей, чем присоединили вместе с Крымом. Так что есть повод задуматься…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции