Птица-тройка и старая телега. Как мы будем строить планы развития России

Путь движения ясен, но насколько он окажется извилист? © / Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ

Решил вернуться к выступлению президента на Петербургском экономическом форуме. Изложенные там ориентиры, пути развития России опираются на ясные экономические реалии, а не на идеологические фантазии.

   
   

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Сторонники возвращения государственной идеологии в жизнь страны явно разочарованы. Их мечты о пересмотре Конституции (в которой сказано, что в РФ «признаётся идеологическое разнообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной») не сбываются.

«Сорта» идеологии

Впрочем, не исключаю, что, когда забудутся трезвые оценки Петербургского форума, поиски новой идеологии возобновятся в надежде завоевать симпатии той части населения (прежде всего старшего поколения), которые, к сожалению, всё ещё верят в слова. Особенно если они преподносятся в виде патриотических песнопений.

В зависимости от партийных оттенков поборники идеологии будут продвигать разные её «сорта». Для них это, по сути, вопрос выживания. Достаточно просмотреть рейтинги партий за несколько последних лет, чтобы убедиться, насколько низко они котируются в глазах россиян. За исключением «Единой России», у всех плачевные цифры доверия — от 8 до 3%. Партия пенсионеров, несмотря на растущее число пожилых в РФ, вообще «скатилась» до 1%.

Понятно, что во избежание полного краха партийцам нужна хоть какая-то популистская «подкладка». Где её искать? У «дедушки Ленина» в мавзолее? В 13-томнике Сталина? В наследии «дорогого Леонида Ильича»? Или в глубинах российской истории?

Предположу, что на фоне ухудшения отношений с Западом народу в виде идеологической приманки активно будут предлагать националистические либо советские ценности. Тут все карты у КПРФ. Из уст депутатов этой партии открыто звучат призывы к «национализации духовной сферы». Правда, это контрастирует с прагматическим настроем в правительстве. В частности, с высказываниями первого вице-премьера Андрея Белоусова о том, что «Россия может стать хранителем традиционных ценностей Запада».

   
   

Никуда не исчезли и призывы обратиться к великому прошлому России, черпать вдохновение в таком девизе, как «Православие, самодержавие, народность», якобы укрепляющем единство страны. Фактически предлагается запрячь «птицу-тройку Русь» в телегу времён Николая I, когда, собственно, и был изобретён этот лозунг.

А граф-то был прав?

Тем временем в стране готовится новый школьный учебник истории, который могут внедрить в программу обучения в 2024 г. Нетрудно догадаться, какие споры разгорятся по поводу того, кого и что из нашей истории туда включить, а что исключить. Опыт исключения в императорской России, в СССР да и в постсоветской России богатейший! Исключали Радищева, Писарева, Герцена, Толстого. В советские времена пытались исключить учёных, философов, деятелей культуры, оказавшихся с 1922 г. в эмиграции. Исключали Сахарова и Солженицына...

А вот имя графа Сергея Уварова, которому принадлежит слава изобретателя лозунга «Православие, самодержавие, народность», активно возвращают в историю. Будучи министром народного просвещения, он вывел русские гимназии и Московский университет на европейский уровень. А во время французской революции 1848–1849 гг. так активно защищал университеты от нападок власти, что даже вступил в конфликт с Николаем I и был уволен со службы. Ну как тут не вспомнить, что в Большой советской энциклопедии граф Уваров фигурировал исключительно в качестве «реакционера».

На днях появились сообщения, что в Петербурге Уварову собираются установить памятник как выдающемуся министру просвещения. А вот вопрос о том, включать ли графа в новый учебник истории, сегодня приобретает не столько исторический, сколько политический смысл.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции