Призрак Кремля на украинских выборах

Вадим Самодуров. © / Из личного архива

Чем ближе президентские выборы на Украине, тем очевиднее становится слабость нынешнего главы украинского государства, по уровню поддержки скатившегося к позициям, аналогичным занимаемым Ющенко к моменту конца срока полномочий. Такой уж рок преследует украинских лидеров. Правда, нельзя сказать, что не по их вине.

   
   

Это несёт угрозу как состоянию и личной безопасности Порошенко, который после ухода с поста главы государства может оказаться фигурантом уголовных дел, так и положению его сподвижников. Естественно, в качестве превентивной меры в скором времени будет начата кампания «РФ вмешивается в украинские выборы». Вице-спикер Рады Ирина Геращенко уже отметилась в Великобритании подобным пассажем, правда, мастерски увязав российское вмешательство в выборы с тотальной угрозой Москвы Западу. Дороги на Париж и Лондон ведут через Киев, ага. Далеко гребет Геращенко, весь мир клином на Порошенко сошелся. Дело может дойти до того, что даже главный конкурент нынешнего президента — Тимошенко, будет обвиняться в связях с Москвой (вот увидите).

Спасти положение Порошенко это не поможет. Как свидетельствуют соцопросы, граждане Украины ждут от нового президента следующего: окончания войны на Донбассе, борьбы с коррупцией и восстановления промышленности. Вопросы поддержки украинской культуры и украинского языка — на последнем месте. Порошенко не соответствует этим требованиям. Кондитер по профессии и олигарх — по богатству, в своё время он избрал худший вариант правления — через войну. К тому же, неудачную. Да и сейчас он не перестает рядиться в одежду цветов хаки и произносить угрозы в отношении России и Донбасса. Не стоит удивляться, если за некоторое время до выборов мы увидим новый виток напряжения на линии соприкосновения.

Новым украинским президентом станет тот, кто пообещает прекратить конфликт в Донбассе, начать серьезную борьбу с коррупцией и возродить промышленность. Фактически осуществить все на деле будет непросто, но риторически ни один из данных пунктов, включая самый первый, не является чем-то несбыточным. Националисты будут недовольны, но их влияние на электоральный процесс мизерно: они голосуют только за «своих» — Тягнибока и Ляшко, результаты которых вряд ли будут иметь решающее значение. Кандидат, который признает, что Донбасс, так же, как и Крым, потерян для Украины, причем по вине Порошенко, скажет правду, и вызовет положительную реакцию народа.

Превращение Украины, населенной крупными этническими меньшинствами, в агрессивную нацию-государство с антироссийским вектором еще обратимо. Именно националисты, требовавшие унификации всех и вся, борьбы против стремящихся к федерализации территорий, подготовили почву для прихода к власти прагматиков и умеренных изоляционистов. Конечно, вооруженный переворот с участием радикальных групп как сценарий продолжает оставаться наиболее вероятным, но нельзя признать, что деятели вроде Мураева, которых совсем немного, начинают задавать тон в украинской политике и вызывают сочувствие масс.

Украинский народ устал от шараханий из стороны в сторону. Быть марионеткой ни РФ, ни США никто не хочет, но всё-таки культурные и родственные связи с Россией у украинцев куда ближе, нежели с далекой заокеанской державой, и они не понимают, почему ради каких-то погромных установок уличных отморозков со свастичными нашивками они должны жертвовать своим уровнем жизни и безопасностью. Рывок в сторону Запада не вызвал дружеских объятий и рукопожатий, и отрезвленная суровой реальностью украинская общественность наконец-то осознала, что её в Европе никто не ждал. Стабильность, которую так ругали на Украине за «москальское» происхождение, давно не была настолько вожделенной среди гордых потомков сечевых казаков.

Увы, постмайданный режим на поверку оказался таким же временщиком, как и оранжевый после 2004 года. Ни тот, ни другой не смогли решить поставленных перед страной задач. Но Ющенко хотя бы не натворил столько бед, сколько Порошенко. События 2 мая в Одессе и кровавое многолетнее противостояние в Донбассе просто так не уйдут из памяти народов, а оставят длинный мрачный шлейф, который еще долгое время будет тяготеть над российско-украинскими отношениями.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции