Принцип мухобойки

Вячеслав Костиков. © / АиФ

История России исчисляется многими веками, и мы по праву гордимся ею и своей культурой. Но чувство гордости исчезает, если на страну посмотреть с точки зрения методов современного политического и хозяйственного управления. Тут мы настоящие «старообрядцы».

   
   

В этой связи не могу не вспомнить, как во времена Б. Ельцина в Кремле готовились к визиту английской королевы Елизаветы II. Вдруг выяснилось, что для торжественного приёма необходим смокинг, а к нему — галстук-бабочка и лакированные туфли. В Кремле таких протокольных чудес испокон веков не видали. Но хотелось показать новую демократическую власть во всём европейском приличии. Облачение для самого президента и ближайшего окружения пришлось закупать за границей. А поскольку закупали срочно и без примерки, то наряженная по еврообразцу свита президента чувствовала себя крайне некомфортно. Одним жали ботинки, другим смокинги оказались малы в плечах. Третьи вместо чёрного галстука-бабочки нацепили белый, и их было трудно отличить от официантов. Кто-то даже пытался поцеловать королеве ручку, что было строжайше запрещено британским протоколом. Но в целом молодая демократия (от роду ей было всего 3 года) держалась достойно. Королева осталась довольна. Доволен был и президент, и в качестве награды помощникам бесплатно достались и смокинги, и ботинки. Эта злополучная пара ботинок до сих пор лежит у меня в укромном месте совершенно новенькая: вместо 42-го размера мне (пресс-секретарю Ельцина) достался 40-й, и обуться в эту пару я смог только один раз.

Власть на вырост

Вот и наша нынешняя власть, несмотря на то что вроде бы ей пора выйти из младенческого возраста, только внешне выглядит «при галстуке» и чуть ли не во фраке. Особенно во время разного рода форумов. Тут и графики, и умные презентации, и европейская терминология, и прогнозы на 20-30-40 лет вперёд. На самом же деле ей впору наряжаться в телогрейки — настолько заскорузлыми выглядят методы управления. Несмотря на то что нынешняя элита трётся во власти уже почти четверть века, её методы (политические, административные, экономические) не только не приблизились к европейским стандартам, но деградировали даже по сравнению с советскими. В СССР достаточно предсказуемо работали знаменитые пятилетки, и в целом и власти, и населению было понятно, что будет со страной через 5-10-15 лет. И если бы не фальшивый идеологический вектор движения («вперёд к коммунизму»), то наша экономика могла бы соперничать с китайской. Сегодня, увы, мы с трудом можем представить, что будет с нами через 3-4 года. А по ряду параметров (например, в финансовой сфере) предсказуемость снизилась до нескольких месяцев. 

Система власти работает не с помощью независимых институтов (политические партии, парламент, выборы, судебная и правоохранительная системы), а в режиме «ручного управления». Просчёты и недостатки устраняются не путём саморегулирования системы, а административными методами. Возвращаются опорочившие себя во времена Н. Хрущёва признаки волюнтаризма. Излюбленным инструментом наведения порядка становится мухобойка. Увидел начальник назойливо жужжащую или нагадившую на окно муху — хлопнул мухобойкой... и проблема решена. Можно отчитаться перед вышестоящей инстанцией или перед народом.

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Чёрная дыра

Мухобойка (как часть системы ручного управления) — любимый инструмент управления как в низовых структурах власти, так и на самом верху. Начальству она нравится тем, что позволяет решить проблему быстро и эффектно. Особенно для телевизионного показа. Тут мухобойка с её простотой и удобством в обращении просто незаменима. А главное, она даёт незамедлительный эффект с точки зрения рейтингов начальства. И неудивительно, что большие и маленькие начальники с мухобойкой в руке так любят разъезжать по вверенным им областям и регионам, решая (к большому восторгу местного населения) наболевшие проблемы. Хлопнул мухобойкой — и тут же встаёт из пепла сгоревший дом, исчезает яма на дороге, восстанавливается снесённая ветром крыша или в рекордно короткие сроки завершается отставшая от графика стройка.

Последняя иллюстрация принципа мухобойки — скандальная история со строительством космодрома «Восточный». В течение нескольких лет там нарастали темпы воровства, откатов, приписок. В результате стали разбегаться лучшие кадры, а при постоянных невыплатах зарплаты стало не хватать рабочих. Стройка, которая числилась в качестве стратегической, превратилась в настоящую чёрную дыру, в которой исчезли, по данным Счётной палаты, 13 млрд руб.

Самое поразительное, что в течение длительного времени правоохранительные органы, как и в случае с «Оборонсервисом», не могли (или не хотели) выявить виновных в злоупотреблениях. Ни система власти, ни системы контроля совершенно не улавливали сигналов бедствия. В отчётах следователей длительное время фигурировали то «неизвестные лица», то «неизвестные организации». Такое впечатление, что рядом с нашей огромной, разросшейся до невероятных размеров страной существует какое-то потаённое государство, некое подобие масонской ложи, которое втайне от общества решает свои задачи, непонятные населению. В случае с космодромом «Восточный» пожарная сигнализация сработала лишь тогда, когда «авгиевы конюшни» засмердели на всю страну. А в скольких менее заметных случаях «пожарная сигнализация» либо не срабатывает вовсе, либо заглушается усердием местных чиновников...

   
   

* * *

Будут ли сделаны выводы из этой ситуации? Пока власть привычно действует по принципу мухобойки. Хорошо, конечно, что в случае с космодромом «Восточный» В. Путин вручил мухобойку не абстрактной следственной группе, а энергичному Д. Рогозину. Он уже пригрозил виновным символическими «расстрелами». Не думаю, что «расстрел» (пусть и символический) является эффективным способом наведения порядка в России. То, что хорошо для Северной Кореи, необязательно хорошо для нас, ещё помнящих результаты сталинских методов управления. Сегодня Россия живёт в глобальном мире, и не нужно взбадривать её с помощью мухобоек. Пора реально обновлять страну, а не занавешивать по праздникам Мавзолей декорациями.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции