Одни, опираясь на известное высказывание В. Путина о том, что «распад СССР был величайшей трагедией ХХ века», жалели об исчезновении «великого и могучего» и сетовали на то, что августовская попытка законсервировать советскую политику так бесславно провалилась. Другие утверждали, что именно в силу этой политики и нежизнеспособности экономической системы СССР был обречён на распад. Они напоминали о том, что народ «почему-то» не вышел на улицы защищать ГКЧП, а поддержал Б. Ельцина, обещавшего построить новую, демократическую Россию.
Растерянное поколение...
Вспомнить всё?
Подводя итоги развернувшейся дискуссии, можно сказать, что единой правды о событиях тех лет действительно нет. И что правы те философы и историки, которые считают, что истина никогда не существует в единственном экземпляре, что «правд» много и их интерпретация часто зависит не от фактов, а от личных пристрастий и интересов людей. Состарившаяся ныне советская номенклатура, потерявшая свой статус и материальное благополучие (весьма скромное по нынешним понятиям), так же естественно оплакивает провал ГКЧП, как порождённая реформами Ельцина - Гайдара - Чубайса новая олигархическая буржуазия и обслуживающее её чиновничество столь же естественно проклинают ГКЧП и превозносят строителей капиталистического будущего.
В самом сложном положении при оценке событий тех лет сегодня оказывается молодое поколение. В отличие от потерянного поколения, запечатлённого в романах Э. Ремарка, это поколение можно было бы назвать «растерянным». Это те россияне, которые во времена ГКЧП были в детском возрасте и в отличие от своих родителей не могут по собственному опыту оценить всех «прелестей» того, что именовалось советским образом жизни. Сегодня этим «новорождённым» 25 лет. Плохо помнят советские времена и те, кто был чуть постарше, кому сегодня 30-45 лет. Многочисленные советские романы, запечатлевшие жизнь «строителей коммунизма», они не читают. Советское прошлое они представляют либо по рассказам родителей, либо по советским фильмам.
К счастью, повзрослевшие дети 1991 года осознают реальную цену кинофантазий в стиле «Кубанских казаков» или «Свинарки и пастуха». Жизнь в коммунальной квартире, очереди за колбасой и импортными сапогами, талоны на водку для поминовения усопших, обязаловка «целинных отрядов», партийные собрания с голосованием за «линию партии» и первомайские демонстрации с лозунгами «Слава КПСС!» - всё это воспринимается ими как какая-то дикость, навязчивый сон...
Россия «тужится»
А между тем наличие, переплетение и острая конфронтация различных правд в голове россиян - весьма опасный симптом. Показатель того, что за 25 лет существования новая Россия так и не определилась со своей идентичностью. Мы всё ещё блуждаем во мгле. Даже наличие чуть ли не сотни партий, каждая из которых предлагает населению своё предвыборное меню (порой попахивающее политической «бормотухой), - свидетельство того, что в российском обществе нет согласия даже по самым важным политическим, экономическим и нравственным вопросам. У нас до сих пор не возникло институциональных инструментов (кроме силовых), которые помогали бы гражданам находить общенациональный консенсус.
Как это ни печально сознавать, но даже в преддверии 100-летия Октябрьской революции Россия всё ещё мучительно «тужится», пытаясь дать жизнь миропорядку, который был бы достоин истории нашей страны, её культурному и нравственному потенциалу. Содержательный разговор по поводу настоящего и будущего России зачастую подменяется рассуждениями в духе известного высказывания А. Бенкендорфа, шефа жандармов при Николае I: «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
И это ещё в лучшем случае. А в худшем мы становимся свидетелями таких отвратительных проявлений «патриотического охранительства», как недавнее нападение на журналистку «Эха Москвы» Юлию Латынину. Мы громко клеймим чудака, который прибивает свою мошонку к брусчатке Красной площади, и не замечаем негодяев, которые разливают по нашим площадям вёдра политического дерьма.
Горизонты далёкие и близкие
В таких обстоятельствах прогнозировать будущее становится всё труднее. Да и социологические опросы показывают, что говорить о перспективе россияне либо не хотят, либо неспособны. Почти половина опрошенных (46%) «не знает, что будет даже в ближайшие месяцы». Треть населения планирует свою жизнь и жизнь страны на 1-2 года вперёд, и лишь каждый десятый - на 5-6 лет. Наиболее уязвимые категории граждан (пенсионеры, люди с низким уровнем образования) вообще живут одним днём. Как это ни покажется парадоксальным, по принципу «не до жиру, быть бы живу» живут даже предприниматели средней руки. И это свидетельство крайне ущемлённего состояния мелкого и среднего бизнеса. Настораживает и то, что самый короткий горизонт планирования у молодёжи: всего на 2-3 года вперёд.
Всего 5% россиян хорошо знают, что с ними будет через 10 и 20 лет. Кто же эти редкие и счастливые провидцы? Секрета нет. По крайней мере, для социологов. Конечно же, это наша так называемая высшая элита: олигархи, крупные чиновники, руководство госкорпораций, силовой генералитет, часть депутатского корпуса. За последние 20 лет они обеспечили себя настолько, что долгая жизнь видится им в самом ярком свете. И не только им, но и их детям и даже внукам.
* * *
Интересный взгляд на будущее изложил в своём письме в «Аргументы и факты» житель деревни Думчино Орловской области Семён. «Фамилию, - пишет он,- по понятным причинам не называю. Лето было хорошим, и вот прошли дожди. Полдеревни с утра в лесу. Грибов и орехов в этом году бери - не хочу. Так что витаминами на будущий год мои односельчане полностью обеспечены. Даже червей у подосиновиков и белых немного. К тому же при сушке черви не помеха…»
Словом, для народа из русской глубинки с будущим всё ясно. Было бы ягодным лето да грибной осень…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции