Убийство в США афроамериканца белым полицейским послужило лишь формальным поводом для выхода на поверхность глубинных противоречий современного общества. Массовое участие в уличных акциях значительного числа белых жителей как в США, так и в европейских странах свидетельствует о том, что расовые проблемы — лишь малая часть протестной повестки дня.
В Западной Европе волнения напоминали «студенческую революцию» во Франции 1968 г. Бросалось в глаза массовое участие в протестах молодёжи. Причём молодёжи самых разных идеологических ориентаций, не связанных ни с традиционными партиями, ни с профсоюзами. У нынешних протестов привкус анархии, что весьма соблазнительно для молодых людей.
В чём причина такой активизации? Почему новые поколения, выросшие и получившие образование в период длительной стабильности и относительного материального благополучия, сегодня опасаются за своё будущее? На мой взгляд, дело в том, что утрачивается вера в способность властей решать в рамках нынешнего мироустройства как актуальные проблемы, так и проблемы завтрашнего дня.
Волны нестабильности
Целый ряд исследователей с мировыми именами уже давно предупреждали о возможности перерастания «дремлющей» социальной напряжённости в активную фазу протестов. Власти к ним не прислушались. Известный американский учёный Питер Турчин из Университета в Коннектикуте ещё в 2010‑м с удивительной точностью предсказал, что взрывная стадия протестов придётся именно на 2020 г. Сегодня он объясняет свой прогноз тем, что волны политической нестабильности накрывают с определённой периодичностью — примерно каждые 50 лет. В США это 1870, 1920 и 1970 гг. До Западной Европы подобная протестная волна докатилась в 1968 г. А ведь в Париже всё началось с невинных выступлений студентов, недовольных тем, что по вечерам их не пускали к подругам в общежития. А привело всё к 10-миллионной забастовке с участием профсоюзов, к смене правительства и отставке, казалось, уже отлитого в бронзу генерала Шарля де Голля, к огромным изменениям во всём французском обществе. Удивительно, что эти события происходили на фоне 10-летнего экономического роста и заметного улучшения жизни в стране.
Расчётливое торможение
Взрывной характер социальных протестов многие объясняют тем, что правительства в течение длительного периода игнорируют кажущиеся им мелкими проблемы общества и вовремя не реагируют на нарастание напряжённости. Одни из-за некомпетентности и бюрократических барьеров. Другие — из опасения, что реформы будут восприняты как слабость власти и разожгут социальные аппетиты населения. В странах со слабо выраженной протестной активностью реформы откладываются на десятилетия. В течение таких периодов «расчётливого торможения» («зачем что-то менять, если народ молчит») в верхних слоях политической и экономической элиты складываются группировки, задачей которых является не только максимально длительное удержание власти, но и передача её (и её материальных дивидендов) по наследству. Подобная ситуация, например, наблюдается в КНДР. Семейство Кимов, начиная с основателя нынешнего государства Ким Ир Сена, находится у власти уже более 70 лет (с 1948 г.). Впрочем, рекорд по длительности пребывания «у руля» остаётся за королевой Великобритании Елизаветой II, которая восседает на престоле почти 70 лет (с 1952 г.). Но её власть носит, как известно, скорее символичный и ритуальный характер.
В российском зеркале
Для нас размышления экспертов о причинах, провоцирующих уличные революции, интересны тем, что многие из выявленных явлений наблюдаются и в России. Среди основных причин авторы исследований называют затяжную экономическую стагнацию и связанную с ней безработицу, снижение реальных доходов основных групп населения и уровня жизни. Серьёзным раздражителем является нарастание экономического, социального и культурного разрыва между богатыми и бедными, а также концентрация огромных богатств в руках крайне узкой группы населения. Даже официальная статистика не скрывает, что сегодня в России 3% самых богатых людей держат в своих руках более 90% всех накоплений и финансовых активов. Подобная ситуация начала по нарастающей складываться в стране с начала приватизации в 1992 г. государственной собственности. Сегодня она усугубляется тем, что новые русские «крезы» (в отличие от представителей американской и европейской буржуазии) крайне скупо вкладывались в российскую экономику. Огромные средства выводились за границу, держались на зарубежных счетах, вкладывались в зарубежные проекты, в частности в спортивные. На России же они экономят. Постоянные прорывы трубопроводов, катастрофическое состояние мостов и дорог, низкий технический уровень производства, отсутствие научных прорывов и, наконец, череда экологических катастроф — следствие именно такого подхода.
Пропасть разрыва
Эксперты подсчитали, что сегодня в России степень разрыва в доходах между богатыми и бедными примерно такая же, как накануне революции 1905 г. Тем, кто забыл, что это такое и чем она кончилось, советовал бы заглянуть на Красную Пресню и повнимательнее разглядеть памятник, установленный в 1981 г. к очередному съезду КПСС. Выглядит пугающе. А рядом ещё и другие исторические напоминания — площадь Восстания, ул. Баррикадная. В былые годы к памятнику Героям революции регулярно возлагали цветы. Сегодня о нём, похоже, забыли даже коммунисты.
Будем честны, нынешние поколения реально живут лучше, чем их родители. Лучше питаются, лучше одеты, больше путешествуют. Миллионы семей переехали из коммуналок с одним туалетом в отдельные (да, очень скромные) квартиры. Но представление о том, что «народ обобрали», усиленно продвигаемое КПРФ, возникает не столько от оценок реального уровня жизни и потребления, а в значительной мере от того, как ведёт себя экономическая, чиновничья и примкнувшая к ним культурная элиты. Возмущение вызывает и то, что люди с ежемесячными доходами в десятки миллионов рублей и семьи с низкими доходами платят одинаковые 13% подоходного налога. В Западной Европе и в США с такой благотворительностью в отношении богатых давно покончено, налоги начисляются по прогрессивной шкале. Чем выше доход, тем выше ставки налога
.Ощущение несправедливости в России усугубляется ещё и тем, что узкий привилегированный класс (по глупости, по неопытности, от вседозволенности) очень любит демонстрировать своё богатство и влияние. Это свойство уже передаётся и «деткам».
* * *
Экономические последствия коронавирусной эпидемии могут ещё более усугубить социальное и материальное расслоение. Богатые резервируют места в дорогих частных клиниках, где день пребывания оценивается в 1000 долл. Бедные лечатся водкой и матом. Кому-то это кажется ерундой. Но для этих оптимистов полезно устроить экскурсию на Красную Пресню или дать перечитать брошюру Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», написанную в сентябре 1917 г.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции