Центр исследования европолитики, главный научный центр ЕС, недавно опубликовал доклад по минским соглашениям. Основная причина того, что до сих пор не удалось добиться их выполнения, отмечается в докладе, заключается в отсутствии прописанных норм ответственности за нарушение условий мирного договора.
Допустим, что инструмент контроля уже есть — это ОБСЕ. И было бы очень неплохо, если на линию разграничения вошла вооруженная миссия и строго отслеживала места дислокации военной техники и армейских частей, траектории обстрелов, а также отмечала виновных в нарушении режима прекращения огня — конкретные формирования и конкретных командиров. Уже подсчитано, что это влетит в копеечку, но европейское сообщество, в своё время поприветствовав Майдан, должно заплатить эту цену за евроинтеграцию Украины и установление прочного мира на Донбассе.
Также ОБСЕ может следить за законодательными процессами в Киеве и Донецке: амнистией участников военного конфликта, предоставлением особого статуса Донбассу и проведением местных выборов. Впрочем, стоит признать, что все три процесса также неплохо было бы детально обсудить в минском формате и принять подробный план их выполнения.
В случае срыва того иного пункта "Минска-2«стороны-посредники должны обговорить возможные санкции в отношении нарушителей. Какие они должны быть — я думаю, решат на переговорах, но необходимо, чтобы они были универсальны по отношению к обеим сторонам конфликта.
Ещё один важный момент связан с приведением в исполнение санкций против нарушителей. Должен быть кто-то, кто смог бы обязать Киев воздействовать, допустим, на комбата «Азова» Билецкого, а Донецк — на руководителя «Востока» Ходаковского, к примеру. Чтобы не было отмазок с ссылкой на «волю неподконтрольных лиц». Нужна инстанция, обладающая авторитетом как для украинского руководства, так и для ополченцев. С этим самая большая сложность — после трибунала по бывшей Югославии Россия и сочувствующие ей не верят в объективность международных судов. Это доверие необходимо восстанавливать как можно быстрее.
Необходим суд, который выносил бы решения по украино-донецкому конфликту. ОБСЕ фиксирует нарушения и оперативно передает информацию в инстанцию, а суд принимает решение. Естественно, предусматривается и возможность апелляции. Конфликт на Юго-востоке должен перетечь в правовое русло, а грохот гаубиц в степях заменен цивилизованными встречами в кабинетах. И лучшим способом завоевать доверие у республик и России является старт суда с решения обязать Украину отвести войска на линию соприкосновения, установленную согласно первому Минску 19 сентября 2014 года.
Аргументом против обязательств Киева выполнять условия соглашений обычно выступает нежелание Рады выполнять волю Порошенко и стремление продлить войну. Президент Украины старается, но депутаты не хотят — обычно так преподносится их противостояние. Однако в последнее время как раз-таки Порошенко выступал против предложения Савченко встретиться и провести без посредников переговоры с Захарченко и Плотницким. Очевидно, главе Украины выгодна позиция его оппонентов, вынуждающая его занимать воинственную позицию и, тем самым, каждый раз, когда заходит речь о выполнении минских договоренностей, умывать руки. Это политическое гетто, но гетто весьма комфортное. Правда, это не может представлять проблему для суда, когда он будет создан — санкции могут быть введены вплоть до лидеров фракций, препятствующих принятию законов об амнистии и особом статусе Донбасса.
Надеюсь, никому не покажется ангажированным утверждение о необходимости начать предъявлять требования о соблюдении Минска и начать делать это именно с Киева. О смещении линии соприкосновения и продвижении украинских войск за последний месяц знают все, даже украинские СМИ, преподносящие данный факт как успех. В ООН, в свою очередь, знают о тайных изоляторах на Украине для военнопленных и политзаключенных, использовании фосфорных бомб при бомбежках Донбасса и преступлениях добровольческих батальонов. Лишь консенсус, предполагающий презумпцию вины России и тех, кому она симпатизирует, будь то Сербия или Абхазия, или Донбасс, не позволяет принять меморандум, в котором Украина подверглась бы осуждению как государство-агрессор.
России не чужды гуманитарные ценности, а настаивание на правовом усовершенствовании Минска с привлечением судебной инстанции, реагирующей на все доклады ОБСЕ о нарушении договоренностей, как нельзя лучше продемонстрируют готовность Москвы поспособствовать установлению мира на Донбассе и создать прецедент в мировой истории. Если раньше трибуналы и суды проводились уже по завершению конфликта, то сейчас есть шанс обкатать схему с его правовым сопровождением, не дожидаясь кульминации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции