На Минском фронте без перемен

Денис Денисов. © / Коллаж АиФ

В столице Белоруссии закончился очередной этап переговоров в рамках контактной группы и подгрупп по урегулированию конфликта на Донбассе. Подгруппы по безопасности, политическим и гуманитарным вопросам провели плановые заседания, в то же время работа экономической подгруппы была заблокирована украинской стороной. 

   
   

По итогам заседания Трёхсторонней контактной группы была достигнута договорённость об открытии пункта пропуска «Золотое» с 10 декабря. 

Следует отметить деструктивное поведение украинской стороны по блокированию работы экономической подгруппы. Так, украинская сторона в шестой раз не является на заседание подгруппы, но в то же время представители киевской делегации, не афишируя это для СМИ, постоянно пытаются решать экономические вопросы неформально.

В рамках заседания подгруппы по безопасности со стороны донбасских республик были вынесены вопросы, связанные с увеличением количества нарушений «режима тишины» и итогами работы специальной группы по расследованию обстрела Макеевки со стороны ВСУ 27 октября 2016 года. В свою очередь, Украина поставила вопрос возвращения к линии разграничения от 19 сентября 2014 года, в соответствии с которой Дебальцево должно находиться под её контролем.

В ходе переговоров политической подгруппы серьёзных результатов достичь также не удалось. Украина продолжает отказываться обсуждать «формулу Штайнмайера»: механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в ДНР и ЛНР на временной основе в день местных выборов и на постоянной — после опубликования отчёта ОБСЕ об их итогах. Украинская сторона настаивает на том, что данный вопрос можно рассматривать только после появления согласованной дорожной карты, выработанной в рамках Нормандского формата. По мнению Главы МИД ДНР Н. Никоноровой, «такая позиция противоречит Комплексу мер тем, что отрицает необходимость согласования политических вопросов с представителями Республики, которые не присутствуют в Нормандском формате». В то же время повестка встречи политической подгруппы была согласована участниками контактной группы 9 ноября, и основным пунктом там значилось обсуждение «формулы Штайнмайера». 

После завершения переговоров глава МИД ДНР Никонорова, представляющая ДНР в политической подгруппе, также отметила: «Сегодня, в ситуации отрицания со стороны Украины значения работы групп в Минске и расплывчатой позиции по всем вопросам, мы в очередной раз подчеркнули необходимость принятия чётких правил, при которых должны будут согласовываться повестки дня, фиксироваться результаты, позиции сторон, разногласия и достигнутые договорённости, а также сроки исполнения».

   
   

Следует обратить внимание на то, что украинскую сторону в рамках политической подгруппы  наряду с Сергеем Пирожковым и Ольгой Айвазовской также будет представлять экс-посол Украины в США Александр Моцик. А. Моцик кадровый дипломат, в 1997-2001 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Турецкой Республике, в 2004 году — уполномоченный Украины в Международном суде ООН, в 2006-2010 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Польша, с июня 2010 по апрель 2015 — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Соединённых Штатах Америки.

Трёхсторонняя контактная группа также приняла решение о том, что на следующей встрече в Минске одной из основных тем станет освобождение незаконно удерживаемых лиц. Следующие заседания контактной группы и подгрупп состоятся 7-8 декабря.  

На фоне Минского переговорного процесса министры иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Франции Жан-Марк Эйро 23 ноября предложили своим коллегам из России и Украины провести 29 ноября в Минске встречу в Нормандском формате на уровне министров иностранных дел. После данного предложения последовал комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи со встречей министров иностранных дел в Нормандском формате. В нём, в частности, констатируется недостаточная интенсивность реализации комплекса мер и результативной работы контактной и профильных групп, ответственность за что возлагается на Украину. Также в рамках комментария идёт обращение к западным партнёрам с предложением повлиять на деструктивную позицию Украины. В заключении отмечается, что 19 октября 2016 года в Берлине, на встрече в рамках Нормандского формата было чётко оговорено, что политические проблемы и проблемы безопасности должны решаться параллельно и взаимозависимо. 

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, комментируя переговоры по согласованию дорожной карты, отметил: «Пока я не вижу прогресса в её согласовании. Пока российская сторона отбивается от существенных шагов по безопасности, которые должны быть осуществлены именно сейчас. Эти шаги заключаются в том, чтобы ОБСЕ действительно эффективно контролировала участок российско-украинской границы, чтобы ОБСЕ контролировала всю территорию Донбасса. Третий момент — это согласование мандата и согласование того, что на дипломатическом жаргоне называют "модальность", но по сути, реального плана размещения миссии, которая должна обеспечить выборы».

В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров также охарактеризовал предстоящую встречу достаточно скептически: «Работа идёт очень туго, и я сомневаюсь, что до 29 ноября можно будет договориться по всем параметрам, хотя мы будем делать для этого всё от нас зависящее, но — повторю ещё раз — на основе тех пониманий, которые были достигнуты лидерами.

Сохраняется достаточно серьёзный риск того, что это может опять оказаться встречей ради встречи. Тем не менее, если мои остальные коллеги по Нормандскому формату готовы пойти на такой риск, то мы поедем в Берлин 29 ноября».

Подводя итог, следует отметить, что заседания контактной группы и подгрупп не демонстрируют максимальной эффективности в разрешении конфликта, но в то же время небольшими шагами продолжают реализовывать Минские соглашения. Говоря о дорожной карте, следует признать, что в настоящий момент можно наблюдать отсутствие компромисса у российской и украинской сторон, но в то же время есть заинтересованность европейских партнёров в реализации данного проекта, что, возможно, сможет сблизить позиции сторон и привести к созданию действенного документа, способного приблизить мир на Донбассе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции