Причин несколько. Визит Путина стал неожиданностью. Предполагалось, что вновь избранный президент озаботится прежде всего самоутверждением в собственной стране, выяснением отношений к себе европейских партнёров. Дело в том, что его предшественник Ф. Олланд оказался самым слабым из всех послевоенных французских президентов. Его политический вес в Европейском союзе стремился к нулю. С показной активностью поддерживая политику санкций в отношении России, он ухитрился испортить отношения с Москвой, что явно противоречило традициям французской дипломатии.
Новые запросы
Новому президенту Франции Эммануэлю Макрону придётся не только расчищать оставленные предыдущей администрацией дипломатические завалы, но и принимать во внимание заметную эволюцию общественных настроений в самой Франции. За последние годы там заметно вырос запрос на более самостоятельную внешнюю политику, возникло более чёткое понимание национального интереса. Британский брексит, заявления Трампа о приоритете национальных интересов ещё более подогрели эти настроения.
Конечно, нового президента будут держать за руки и собственно французские евроатлантисты, и те политики, которые никак не расстанутся с представлениями о России как об «империи зла», и обязательства Франции в рамках НАТО. Все эти факторы, даже если они будут ослабевать, никуда в ближайшей перспективе не исчезнут. И если можно говорить об итогах первой встречи Путина и Макрона, то это, конечно, разговор не о «перезагрузке», а скорее о том, чтобы остановить негативные тенденции.
Без очарования…
Нужно сказать, что, согласившись на встречу, и Путин, и Макрон проявили определённую мудрость и взаимную снисходительность. Ведь в последние месяцы Париж и Москва без особых стеснений обменивались колкостями. В ходе своей предвыборной кампании Макрон (повинуясь логике борьбы прежде всего с Марин Ле Пен) из всех кандидатов на место в Елисейском дворце занимал в отношении Москвы самую жёсткую позицию. И по Украине, и по Сирии, и по Крыму, и по вопросу санкций. Было сделано и несколько, я бы сказал, заявлений личного характера. Ну, например, что он «совсем не очарован Путиным» и «заставит себя уважать».
Московская пресса, в свою очередь, не слишком щадила «молодого», «неопытного», «заражённого глобализмом» политика, предрекая, что он «потеряется на мировой арене» и «никому не будет интересен». Предпочтение московских обозревателей было явно на стороне Марин Ле Пен. Охотно московские комментаторы выискивали во французской прессе и щекотливые нюансы личной жизни Макрона.
Договорившись о неожиданной встрече, Путин и Макрон разумно абстрагировались от всех этих отягчающих обстоятельств, поставив во главу угла государственные интересы. Был найден и хороший повод для начала контактов: 300-летие поездки Петра I во Францию, во многом предопределившей политику открытых дверей России в отношении Европы. В связи с этим в Версале открылась выставка. Там, в Трианонском дворце, по предложению Макрона и состоялась встреча двух президентов.
Улыбки или результаты?
Каковы могут быть последствия этой встречи? Сможет ли она хотя бы формально вывести наши отношения из тупика, в который их завела политика Ф. Олланда? Формально да. Но заметный сдвиг едва ли произойдёт. А если произойдёт, то не сразу. Во-первых, трудно рассчитывать на то, что Франция резко изменит свою позицию по основным разделяющим наши страны вопросам. Возможно, будет снижен уровень критики. Может быть, Париж несколько дистанцируется от жёсткой линии г-жи Меркель. Вероятно, вспомнив о политическом наследии генерала де Голля, Франция не будет столь безоговорочно поддерживать все инициативы НАТО и не станет, как ученик, повторять утверждения, что Россия вот-вот вторгнется в Польшу и оккупирует Прибалтику.
В одном из недавних интервью бывший министр культуры и обороны Франции Франсуа Леотар, анализируя причины кризиса в российско-французских отношениях, говорил, что французская общественность никак не переварит перемены, которые произошли в России за последние десятилетия. Россия (в Европе, в частности во Франции) всё ещё воспринимается как уменьшившийся в размерах Советский Союз с его коммунистической идеологией, тоталитарной системой, психологией осаждённой крепости и воинственной риторикой.
Не нужно забывать и о том, что нынешняя элита Франции - политическая, интеллектуальная, культурная и информационная - в течение многих десятилетий формировалась под влиянием США. А политическое наследие таких лидеров, как де Голль, Миттеран, Помпиду, Ж. д̓Эстен и Ж. Ширак, понимавших, что Россия является важным противовесом американскому влиянию, совершенно забыто.
* * *
Французский президент Жак Ширак, приезжавший в Россию в 2001 г., вспоминая о своей прогулке с российским президентом по набережным Невы, рассказывал, что «Путин умеет очаровывать». То же о Горбачёве говорила «железная леди» Англии М. Тэтчер. Были ли реальными те давние «очарования» и подействуют ли они на этот раз? Поздравляя Макрона с победой на выборах, Путин выразил надежду, что наши страны смогут избавиться от взаимного недоверия. Но аналитики, говоря о перспективах перезапуска отношений, весьма сдержанны. Даже если встреча оставила хорошее послевкусие для дальнейшего общения, она едва ли сиюминутно изменит позицию Парижа по Сирии, Украине и Крыму. Едва ли Макрон сможет в ближайшие годы серьёзно влиять и на расстановку сил внутри Европейского союза по отношению к Москве.
Реальных результатов можно ожидать скорее в сфере двусторонних отношений. И прежде всего в экономике. Франция остаётся крупным торговым партнёром России с годовым товарооборотом в 13 млрд долл. в год. Несмотря на санкции, французские инвестиции в российскую экономику быстро растут, уступая лишь германским. В прошлом году был зафиксирован крупнейший за последние годы скачок (в 8%) и во французском экспорте в Россию. Позитивных результатов от встречи Путина и Макрона ожидают работающие в Москве представители французских деловых кругов и настойчиво пишут об этом в Париж.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции