Могут ли Грузия или Молдова последовать примеру Азербайджана?

Владимир Евсеев, заведующий отделом Института стран СНГ. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Замороженные конфликты встречаются во многих регионах мира. Но в республиках СНГ у них своя специфика.

   
   

Владимир Евсеев, заведующий отделом Института стран СНГ:

На постсоветском пространстве можно насчитать немало замороженных конфликтов и конфликтов низкой степени интенсивности. К первым относится, например, Приднестровье, где давно не ведётся боевых действий. Ко вторым — ситуация на востоке Украины, где локальные перестрелки случаются регулярно. На примере Нагорного Карабаха мы видим, как конфликт низкой интенсивности, а таким он был до последней войны, перетекает в замороженный.

Первая особенность «наших» конфликтов — на поверхности. Кто бы в СНГ с кем ни воевал, рано или поздно стороны прибегают к посредничеству России для урегулирования своих отношений. Во время последнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха российские миротворцы попросту спасли армянские силы от военной катастрофы.

У наших миротворческих миссий, кроме того, есть ряд отличий от западных. Россия, например, не устраивает «гуманитарных интервенций» с бомбардировками тех стран, которые назначены виноватыми. И не сажает во власть своих марионеток даже в тех непризнанных государствах, которые всецело от неё зависят. И в Абхазии, и в Южной Осетии всё-таки проходили относительно честные, по местным понятиям, выборы.

Возникает вопрос: не подтолкнёт ли азербайджанский опыт решения конфликта военной силой к аналогичным действиям со стороны Грузии или Молдовы? Полагаю, что нет. На пространстве СНГ, если не считать Россию, не осталось стран с реально мощными военными потенциалами. Даже если взять Азербайджан, который благодаря ситуации на мировом рынке нефти перед войной накачал мускулы, — чисто экономически он не сможет долго содержать свою армию военного времени и будет вынужден её сократить. Что уж говорить, например, о Молдове, в армии которой на вооружении не осталось ни одного танка, БМП, ни одной единицы реактивной артиллерии, а воинские части представлены в основном кадрированными бригадами.

Возвращаясь к Карабаху — основной причиной поражения армянской армии были не турецкие беспилотники и израильские дроны-камикадзе у Азербайджана. Основной причиной стало ослабление военно-политических связей Армении с Россией. Об этом неплохо бы помнить руководству всех непризнанных и частично признанных государств, на чьей территории сохраняются замороженные конфликты.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции