Михаил Веллер: «В будущем Вселенной потребуется от человека только мозг»

Михаил Веллер. © / Commons.wikimedia.org

Проблемы, которые сегодня возникают в мире, уже ­нельзя разрешить усилиями одного или двух государств. украинские события, борьба с пандемией, коллапс с логистикой, сорванные поставки комплектующих для машин и электроники – в этот тугой узел завязан и Старый, и Новый свет.

   
   

А всем в спины дышит Китай с его могучей экономикой и большими планами на переустрой­ство мира. Так чем же обернётся глобализация для человечества – избавлением от этих проблем или ещё большим злом?

Кто делал это раньше?

Александр Македонский хотел создать Мировую Державу по греческому образцу, с греческими законами. Включив в неё и египетский, и персид­ский элементы, но подчинённым образом.

Рим сделал окружающий мир единой цивилизацией, терпимо сохраняя местные обычаи, но жёстко насаждая свои закон и порядок, распространяя свою цивилизацию.

Христиане многих веков стремились сделать весь мир христианским, мысля в одном флаконе со своей религией и свои законы, обычаи и нравы, и весь уровень и характер цивилизации.

АиФ

Чингисхан создал самую огромную в истории империю, которую «девушка могла бы пройти с подносом золота из конца в конец, сохранив честь и каждую монету».

СССР, вооружённый марк­сизмом-ленинизмом, видел мир как Земшарную Республику Советов.

   
   

И может сделать сейчас?

Западная модель – прежде всего. Ислам с его импульсом к Всемирному Халифату. Не религия, но свод законов и образ жизни. Который многие «западные ценности» отрицает категорически.

Китай. Во многом он самодостаточен. Корпоративный социализм. Диктатура. Аккумулирует гигантские средства и скупает весь мир!

Африка. Своей модели мира у неё нет. Зато есть стремительный рост численности и агрессивные иждивенческие, паразитические устремления. С огромной скоростью она пере­селяется в Европу и напористо устанавливает свои порядки. Главный выгодополучатель глобализации.

И вот здесь начинается Великое Столкновение.

У кого какая стратегия?

Тоталитарный Китай со смешанной экономикой, дисциплинированным, трудо­любивым и неприхотливым народом, высочайшим средним IQ населения сейчас захватывает мир. Вкладываются огромные деньги в Африку, Америку, Европу, там строятся китайские производства с завозимыми рабочими. Колонизуемые государства получают прибыли и подсаживаются на китайскую иглу вливаний. Китай предпочтёт определять судьбы глобального мира: социализм для плебса, снабжаемого по лимитам, и ЦК КПК, определяющий развитие.

Почему это не просто возможно, но и стремительно развивается? Потому что лишённый идеологии и твёрдых моральных ориентиров первый мир идейно слаб и без­оружен. Люди хотят жить хорошо – в комфорте и изобилии, работать меньше, потреблять больше, избегать трудностей и опасностей. Это сгнивший материал цивилизации, лёгкая добыча любого агрессора.

И одновременно китаец полагает своё превосходство над европейцем: он самоотверженнее, храбрее, трудолюбивее, мудрее, он предан надличностным идеям и ценностям. Представитель самого большого народа с самой древней историей, он в очередной раз совершил политическое и экономическое чудо. Но такой вариант глобализации не устроит никого, кроме него.

Ислам с его фундаменталистским крылом, клыками и когтями веры на практике агрессивен, нетерпим и стремится к власти над миром. При этом в соревновании наук и технологий победа исламскому миру не светит, но в силовой экспансии, в борьбе идей он безоговорочно превосходит Запад. ­Ислам не собирается перенимать ценности Запада и вообще мириться со многими из них – одновременно усиливаясь в среде Запада и не желая при этом работать. Это элементарный здравый смысл рядового обитателя мусульманского мира: зачем трудиться, если можно хорошо жить и так?

К чему это ведёт?

Запад неуклонно превращается в территорию войны. ­Этнос и культура коренных жителей противостоят нашествию чужого этноса с чужой культурой – причём чужие объявляются государствами не только равными коренным, но даже имеют преимущества как обделённые страдальцы. То есть: война с чужими получает статус гражданской.

Но! Только единая система ценностей и приоритетов социальной психологии, только единая культура, только беспощадное подавление этнической и культурной агрессии как государством, так и гражданским обществом являются гарантом человеческого общежития. Лихой джигит и законопослушный работник вместе не уживутся. Законы социальной психологии гарантируют вражду к чужим, которые нарушают законы твоего дома. Наблюдая исчезновение суверенных государств, мы видим нарастание агрессивной розни между людьми.

Мы представляем себе разницу в психических реакциях исландца и корсиканца, чеченца и эстонца. Тем не менее полагать, что народы, предельно непохожие друг на друга, могут, хотят и должны жить в одинаково устроенных обществах, по одним законам, так называемые «современные учёные» считают не просто истиной, но символом веры и знаком моральной состоятельности.

А в итоге мы имеем столкновение и наслоение европейского неосоциализма, китайского идеологизированного корпоративизма, исламского гегемонизма и африканского агрессивного паразитирования. Ожидать чего-либо благополучного от такой гремучей смеси невозможно. Но это ещё не всё.

А нашим это зачем?

Зачем же наши родные олигархи вкладываются в такую глобализацию? Зачем им-то бороться с бедностью, с загрязнением, а главное – с избыточным производством и потреблением, если они с этого кормятся?

А потому что умные расчётливые циники всегда пользуются глупыми возбуждёнными идеалистами. Декларируемые цели социализма прекрасны, благи и всеми приветствуются. Сохранить планету. Сохранить природу. Ликвидировать нищету и бедность. Дать всем равный доступ ко всем достижениям науки и техники, образования и медицины. Долой жирных котов! Пусть подсократятся. Долой ненужный вещизм и ненужную роскошь! Всё вокруг народное, всё вокруг моё! Это всё и есть социализм.

А что такое социализм? Это учёт и контроль, справедливо заметил товарищ Ленин. Это централизованная государ­ственная власть! Это диктатура! И это «Дорога к рабству», как справедливо написал фон Хайек в 1944 г., имея в виду социализм, так сказать, разных толков и форм. Всему населению – потреблять что выделят и делать что скажут. Верхние 10 тыс. – командуют всем и никому не подотчётны. Вот реальная глобализация.

Стремление занять максимально высокую ступень в ­иерархии – это социальный инстинкт. Его можно называть Волей к власти, стремлением к самореализации – суть едина: законы социальной психологии разрушают любое равен­ство и выстраивают социальную пирамиду. Чем в более плоский блин раскатать социум – тем выше и категоричнее будет ­вертикаль власти.

И что в финале?

Один из важнейших законов социальной психологии: социально ненужные, социально бесперспективные и лишние люди вымирают. У них снижается иммунитет, вылезают разные болезни, они меньше рожают и меньше живут. Так что наименее интеллектуальные, наименее трудолюбивые и несдержанные вымрут в первую очередь. Борясь за иждивенчест­во и обеспеченное безделье, эти несчастные борются за своё вымирание.

А машинно-компьютерная цивилизация с искусственным интеллектом даёт более высокую производительность труда и способна захватывать и перерабатывать больше энерго­материи. По генеральной линии эволюции – так называемого прогресса – это следующая стадия, закономерная и логичная.

Войны машин не будет – человечество плавно и без­болезненно самоликвидируется. Глобализация – этап этого процесса. Стандартизация. Уменьшение населения. Снижение его деятельности. Уменьшение его роли. Стремительная передача функций машинам.

В скором будущем Вселенной будет требоваться от человека только мозг – пока его сложность и эффективность не будут превзойдены ИИ. Или же они останутся в симбиозе до конца Вселенной: сейчас трудно об этом говорить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции