Макрон в поисках приключений

Вадим Самодуров. © / Из личного архива

Как мы помним, чуда во Франции на президентских выборах не случилось. Хотя полгода назад казалось — либо Фийон, либо Ле Пен. Но истеблишмент нашел собственного кандидата, и всеми правдами и неправдами сделал его президентом. Теперь новый руководитель страны продолжает политику Олланда в отношении России — называет её агрессором на Украине и отказывается признавать присоединение Крыма. Впрочем, счастья Евросоюзу это не принесёт. И вот почему.

   
   

Макрон высказывается на порядок радикальнее, нежели Меркель. Оно и понятно — Германия несет ответственность за европорядок в гораздо большей степени, чем Франция. И канцлерин взвешивает свои слова. В куда большей степени дипломатичность проявляют немецкие чиновники и бизнесмены. Так новый глава МИД Зигмар Габриэль до своего назначения выступал за постепенную отмену санкций против России, а после своего назначения ни разу не обмолвился о «вине» Москвы. Отношения с Берлином у нас, видимо, в ближайшее время будут окрашены в более теплые цвета, нежели с Парижем, чей президент, видимо, решил взять на себя роль арбитра в конфликте Украины и Донбасса.

Макрон оказался слишком молодым руководителем — даже не в плане фактического возраста (ему всего 39), а психологически. Он, похоже, действительно верит в леволиберальные ценности и стремится их отстоять. Ну, противодействие консерватизму, национализму, ксенофобии. России, в конце концов, олицетворяющей все вышеуказанное. И на этом он с великой долей вероятности споткнется, ведь Украина, за которую он заступился, представляет собой даже не родовое гнездо консерватизма и национализма, а притон для неонацистов всего мира. А в своей политике в отношении Донбасса Киев демонстрирует все черты, присущие наиболее антигуманным режимам нашего времени.

Естественно, «план Макрона», даже если и будет обозначен на бумаге, никогда не будет реализован — как и Минские соглашения. Потому что, о каком отводе техники может идти речь, если для украинской стороны рекорд по режиму прекращения огня — сутки; потому что не о возврате пленных надо говорить, а об их обмене, на что украинские власти в последнее время не соглашаются. И самое главное всегда упускается из виду — ДНР и ЛНР теперь полноценные государственные структуры, в чьи онкологические клиники теперь приезжают жители подконтрольных Украине областей, и не считаться с этим невозможно. Наверное, Макрону кажется, что ВСУ три года не могут справиться с ватажкой лесных партизан. И нажми чуток на сочувствующую им Россию — все пойдет как по маслу. Это глубокое заблуждение: Донбасс, по сути, — это Приднестровье, имеющее сухопутную границу с Россией. Да и без российского влияния республики, особенно ДНР, и экономически, и в военном плане, представляют значительную силу. И просто так взять и «реинтегрировать» их в Украину не удастся.

Во Франции, к слову, в последнее время увеличилось число публикаций об ультраправых группировках на Украине и их влиянии, которое увеличивается с каждым днем. Французы ещё не привыкли, но скоро им придется столкнуться с тем, что их обожаемых президент — защитник неонаци, а госпожа Ле Пен, которую либеральные СМИ республики не иначе как «фашисткой» не называют, — адвокат и поборник прав человека.

На этой неделе должны пройти переговоры «нормандской четверки». Вряд ли его участники придут к чему-либо конструктивному — Макрон ожидаемо будет защищать Порошенко, будучи не в курсе, что украинский лидер возглавляет свою страну лишь по той причине, что до следующих президентских выборов украинцам ещё терпеть и терпеть. Его поддержка в обществе находится на историческом минимуме с момента избрания, в Раде сейчас пытаются провести законопроект об импичменте. Порошенко — битая карта, и ему на смену придёт Тимошенко. Вопрос только в том, как именно: через выборы или Майдан 3.0. К тому моменту Макрон ещё будет оставаться президентом, и ему перед французской публикой придётся изъясняться, почему он два года поддерживал абсолютно неэффективного, непопулярного руководителя самой отсталой европейской страны? Чтобы насолить России? Французы такого не поймут.

Вся эта проукраинская риторика Макрона имела бы смысл, оставайся Франция союзником США. Но в Белом доме сидит Трамп, которого Макрон обещал обуздать. Получается, Париж предпочитает быть под Берлином, которому предстоят парламентские выборы через три месяца, где будет решаться вопрос о доверии Меркель и её «христианским демократам». Или Макрон сознательно пытается выдвинуть Францию на роль стержня европейского порядка, подменив тем самым немцев? Боюсь, скоро синяков французам будет не пересчитать.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции