Лебеди, дельфины и Крымский мост

Игорь Черняк / АиФ

Побывали сегодня на Крымском мосту. Случайно разговорились с одним из строителей — скромным, очень приятным в общении, знающим малейшие подробности. Не все его знали. Потом выяснилось, что это Аркадий Ротенберг. Тот самый.

   
   

Он рассказал, что длина моста  19,2 км, здесь работает 10 тыс. человек, в пик было 14 тыс. Мост — самый большой в РФ и Европе, всего было свыше 70 вариантов, от тоннеля глубиной 100 метров до моста в самом коротком месте, но выбрали этот. Над проектом работало свыше 1000 инженеров с опытом работы на БАМе, во Владивостоке и ещё бог знает где. Строили не с двух сторон навстречу друг другу, как это делается обычно, а с 8-ми разных участков. В иных местах сваи вбивали в твёрдый грунт через 60 метров ила, их длина доходила до 100 метров, первую опору устанавливали 1,5 месяца, потом научились управляться за 18 (!) часов. В итоге работы завершили за 2 года на полгода раньше срока.

Могли быстрее? Удивительно, но могли. Но, как рассказывают строители, норвежцы из-за боязни попасть под санкции отказались дать плавучую платформу, с которой работы пошли бы быстрее. Могли бы разбить эти 19 км не на 8, а на 12 участков тоже было бы быстрее, но в силу не зависящих от нас причин также не смогли. Как бы то ни было, рассказал Ротенберг, оборудование теперь все своё, технологии тоже (многое вспомнили и восстановили), поначалу помогали западники, потом научились обходиться без них, в итоге в мостостроении мы уже не уступаем никому в мире.

Фото: АиФ/ Игорь Черняк

Средняя зарплата на стройке 50 тысяч, что выше средней по ближайшим регионам. Рабочие — со всей России. Много из Краснодарского края, а вот из Крыма мало. Строители говорят: крымчане приехали, поработали немного, увидели, что тяжело — и обратно: «Лучше я койку туристам буду сдавать». 

И вот первый этап стройки практически завершён: в мае открытие автомобильной части (во избежание пробок все лето только для легковушек). Железную дорогу, которую продолжают строить рядом, планируется запустить до конца 2019 г. Потом пустят и электрички из Краснодара в Керчь можно будет добраться за 2 часа. 

Фото: АиФ/ Игорь Черняк

Стройка поражает воображение. Не зря рабочие говорят об этом мосте с гордостью. В нем вся мощь государства, плюс непривычная для России культура производства. «Как вам это удалось?»,  в лоб спросил бригадира мостоотрядовцев один из журналистов. Тот усмехнулся: «Записывайте: профессионализм, умение, желание, упорство, компетентность, настойчивость и патриотизм». 

На новеньком пароме вышли в море, под «Прощание славянки» и крики «Ура!» прошли под мостом впечатления незабываемые. А кроме всего прочего  он просто красивый. И предложение сфотографироваться на его фоне для сайта «Миротворец» или на шенгенскую визу было встречено хохотом. Мы снялись с начальником строительства Александром Владимировичем Островским кстати, украинцем по рождению (на фото слева), тоже удивительной скромности и редкого обаяния человеком.

   
   
Фото: АиФ

... В озёрах вдоль дороги к мосту из Анапы белые лебеди. В акватории вокруг самого моста плещутся дельфины после начала строительства их популяция здесь выросла в несколько раз. Ведь говорят, лебеди и дельфины в плохих местах жить не будут.

Проект моста через Керченский пролив. 1949 год. С одной стороны должен был стоять Сталин, с другой - герб СССР. Предполагалось, что мост будет двухуровневым. Фото: Public Domain