Неразрешённость спора в значительной мере обусловлена и тем, что ни российские, ни японские политики не готовы были брать на себя политическую ответственность, опасаясь обвинений в ущемлении национальных интересов.
В 1956 г. посол СССР в Лондоне Я. Малик с благословения Н. Хрущёва намекнул японскому послу о возможности (в случае подписания мирного договора) передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан. Закрытая беседа послов стала достоянием гласности. В советском МИДе и даже в Кремле были крайне недовольны утечкой информации. Она давала повод для обвинений Н. Хрущёва в волюнтаризме.
Попытка разрубить гордиев узел была сделана в 1992 г. при Б. Ельцине. На волне личной популярности ему казалось, что он может преуспеть и во внешней политике. Кроме того, ему хотелось утереть нос Горбачёву, который, несмотря на свой международный авторитет, не смог решить эту проблему. Шла активная подготовка к визиту Б. Ельцина в Японию. На стол президента ложились проекты урегулирования. Сам Б. Ельцин шутя говорил, что у него 14 вариантов.
Ельцин был настроен на хотя бы частичное решение проблемы. Однако японская сторона, чувствуя склонность Москвы к компромиссу, всё усиливала давление и претензии. Это крайне раздражало Б. Ельцина. К тому же к этому времени развеялись иллюзии Кремля в отношении финансовой поддержки со стороны Японии. По размерам помощи Япония оказалась последней среди стран «Большой семёрки».
Были и внутриполитические нюансы. Оппозиция требовала референдума о передаче островов, будучи уверенной, что россияне скажут «нет». Визит в последний момент был со скандальным шумом в прессе отменён.
Глас народа
В неудаче попытки 1992 г. свою негативную роль сыграли позиции как русских, так и японских патриотов. Отравленные пропагандой, ни русские, ни японцы не хотели идти на компромиссы. Японская улица требовала «всё и сразу». А среди россиян гулял известный лозунг «Не отдадим ни пяди родной земли». Насколько острова Курильской гряды были «родными», мало кто задумывался.
Сдерживающим фактором в развитии отношений России с Японией было и доминирующее в те годы представление о том, что главным направлением российской политики являются США. Позиция звучала примерно так: договоримся с Вашингтоном - договоримся и со всеми остальными.
Негативную роль играла и американская дипломатия. При малейшей попытке японских политиков сделать хоть какой-то шаг в направлении сближения с СССР со стороны Госдепартамента США звучали жёсткие предостережения. Думаю, что они будут звучать и в ходе ожидаемого визита В. Путина в Токио.
Новый контекст
Но сам контекст, в котором будут вестись переговоры, к сегодняшнему дню заметно изменился. Резкое усиление Китая и его военной активности, экономический рост Кореи (старых врагов Японии), ядерные амбиции КНДР создают новую ситуацию. Японии помимо США нужны дополнительные точки опоры, дополнительные противовесы. К тому же в самой Японии нарастает раздражение по поводу того, что Вашингтон активно вмешивается во внешнюю политику Токио.
Есть и иные факторы, казалось бы, прямо не влияющие на внешнюю политику Японии. Но (пусть и в фантастическом восприятии) их не следует сбрасывать со счетов. В последние годы Япония стала зоной сильнейшей нестабильности земной коры. Землетрясения, цунами, тайфуны стали настоящим бедствием. Здесь ежегодно происходит около 1500 землетрясений. Катастрофическая авария на японской атомной станции продемонстрировала, что береговые пространства страны находятся в зонах сейсмической опасности. Можно ли исключать, что в случае усиления разрушительной динамики земной коры населению Японии не потребуется гуманитарное гостеприимство соседей? В частности, ближайшей к ней России.
Япония может быть заинтересована в создании на Дальнем Востоке особых экономических зон, которые были бы потребителями не только финансовых, технологических, но и трудовых ресурсов. Население маленькой Японии превышает 120 млн человек. В японских городах ощущается огромное перенаселение, порождающее социальные, семейные, демографические и бытовые проблемы. А рядом геоклиматически благоприятный Дальний Восток со слабо развитым сельским хозяйством. Может быть, в кулуарах предстоящего в сентябре во Владивостоке Восточного экономического форума, в работе которого примет участие и японский премьер Синдзо Абэ, следовало бы деликатно обозначить и эти проблемы?
* * *
Понятно, что в случае достижения компромисса по территориальной проблеме со стороны «непримиримых» будут звучать те же обвинения, которые слышались в течение последних 50 лет.
Но фактически общенациональная поддержка президента населением расширяет возможности В. Путина для внешнеполитического маневра. После присоединения Крыма и успешной операции в Сирии в России едва ли найдётся человек, который станет обвинять президента во внешнеполитической слабости.
Успеху переговоров может содействовать и то, что и Россия, и Япония избавились от иллюзий. К исходу 50 лет фактически бессмысленных переговоров стороны убедились, что «принцип справедливости», который фигурировал во множестве (как выяснилось) бесполезных документов, не работает. Этот принцип оказался крайне неудобным для обеих сторон, поскольку и в Токио, и в Москве он трактовался по-разному. Лучше, если на предстоящих переговорах стороны будут придерживаться иного принципа: принципа целесообразности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции