К сердцу прижать или... Как Ватикан поддерживает Москву во внешней политике

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Такого ранга дипломат приезжает в Россию впервые. И посыпались вопросы: не готовится ли визит самого папы Франциска I в Москву?

   
   

О том, что визит П. Паролина связан с важными подвижками в отношениях между католической и православной столицами, свидетельствует тот факт, что посланца папы в Москве принимали не только патриарх Кирилл и министр иностранных дел Лавров, но и президент Путин.

Очевидно, что возросшая интенсивность отношений Ватикана и Москвы продиктована рядом тревожных тенденций в церковном мире. Несмотря на огромный авторитет Ватикана, позиции христианства в Европе ослабевают. Хотя в мире насчитывается 2 млрд христиан (из них 1 млрд католиков), церкви пустеют и закрываются. Молодёжь не торопится на исповеди. И это на фоне того, что ислам наращивает своё присутст­вие и влияние - и в мире (1,5 млрд), и в Европе. Тем временем в самих исламских государствах всё чаще проявляются гонения на христиан, происходят погромы церквей. 

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Вызов христианству

Фактически ислам бросает вызов христианству. В европейских странах открывается всё больше мечетей, а исламские проповедники и политики пытаются расширить своё влияние. Часто в агрессивной форме. На Европу произвело тяжёлое впечатление недавнее заявление президента Турции Эрдогана о том, что турецкие избиратели в Германии должны нанести поражение тем политикам, которые «мешают мусульманам» в Берлине. Турецкая мусульманская община стала в Германии важным фактором политической и религиозной жизни. И при этом фактором дестабилизирующим. 

Можно только догадываться, какие заявления будут делать мусульманские политики и религиозные деятели через 20-30 лет, если нынешняя тенденция к увеличению доли исламского населения (и электората) в Европе будет расти такими же темпами, как сегодня. Речь идёт не только о волнах новых мигрантов, но и о том, что уже обосновавшиеся в странах Европы мусульманские семьи проявляют значительно бо`льшую «детородную активность», чем европейцы. Демографическая карта Европы меняется на глазах. Проблема состоит и в том, что растущие мусульманские общины не желают воспринимать европейские ценности и инте­грироваться в европейский быт.

Читайте также: «Голову тебе отрежем!». Услышать это в центре Европы — совсем неудивительно

«Наконец-то мы братья»

В изменившихся условиях в центр отношений между католиками и православными в целом  и в частности между Москвой и Ватиканом встают не разногласия, а проблемы защиты общего христианского пространства. А то, что это пространство дейст­вительно является общим, мало у кого вызывает сомнения. Если выйти на улицы Москвы или Рима и спросить у прохожих, в чём разница между католиками и православными, то мало кто найдёт ответ. У католиков и православных общая история зарождения христианства, общие постулаты веры, общие святые, общие праздники и общие культурные и нравственные ценности. 

   
   

И в прошлом, и частично сегодня трения возникали на почве прозелитизма - стремления Ватикана расширить сферу своего влияния в России. В периоды ослабления государства российского политика прозелитизма усиливалась. Однако в последние десятилетия в связи с укреплением позиций православия в России стало очевидным, что у сторонников расширения «католической запашки» шансы невелики. Ватикан это понял, и отношения стали восстанавливаться. Об этом, в частности, говорит и встреча предстоятеля РПЦ Кирилла с папой Франциском I на Кубе в феврале 2016 г. Подготовка к такой встрече велась 20 лет, но всё время «что-то мешало». По окончании встречи Франциск I сделал важное заявление, произнеся по-испански: «Наконец-то мы братья».

Свидетельством сближения стало и недавнее прибытие в Москву мощей святителя Николая, которые хранятся в итальянском городе Бари. Святитель Николай, Николай Мирликийский или Николай-угодник, как его часто называют в России, был причислен к рангу святых ещё до разделения церквей на католическую и православную и почитается как католиками, так и православными. К мощам святителя Николая приходил приложиться и президент Путин.

Стремясь укрепить отношения с Москвой, Ватикан воздерживается от того, чтобы критиковать Россию по поводу конфликта на Украине. Тем не менее некоторая настороженность сохраняется. И связано это в первую очередь с заметным укреплением позиций униатской церкви на Украине. Московской патриархии, естест­венно, не хотелось бы, чтобы это делалось за счёт её позиций. По обрядам украин­ская униатская церковь является православной, но исторически  административно подчиняется Ватикану. Удастся ли Москве и Ватикану достичь взаимодейст­вия в этой сфере? Вопрос деликатный. И отчасти в этой связи возможный в будущем приезд папы Франциска I в Россию остаётся дискуссионным. Сам понтифик по этому поводу заявлял, что «приезд в Россию обязал бы его посетить и Украину». Но нынешняя ситуация на Украине едва ли способствует этому. Трудно ожидать, что глава Ватикана захочет приехать в страну, где православные стреляют друг в друга, а ненависть к москалям проповедуется даже на церковном уровне. 

* * *

На протяжении веков властители Ватикана так и не доехали до Москвы. А русские цари не жаловали Ватикан. Единст­венным монархом, встречавшимся с римским понтификом и попытавшимся наладить взаимодейст­вие, был, как ни странно, самый консервативный из русских царей - Николай I. В советские времена официальный атеизм Москвы тоже не способствовал близости. Существует легенда, что после окончания Второй мировой войны Черчилль предлагал Сталину посредничество в установлении отношений с Ватиканом. Но Сталин, опьянённый победой, будто бы ехидно спросил: «А сколько дивизий у Ватикана?» - и отказался.

Связи стали укрепляться лишь при Горбачёве. В марте 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения. Виделся с папой римским (с Иоанном Павлом II) и Борис Ельцин. Путин встречался с Франциском I неоднократно. Взаимоотношения налаживаются. «Святой престол поддер­живает усилия России по многим вопросам, в том числе по внешнеполитическим. Отношения между православными и католиками выходят на новый уровень», - заявил на днях генеральный секретарь Конференции католических епископов России И. Ковалевский. Так что вопрос «к сердцу прижать или к чёрту послать» решается, похоже, в пользу сердца. Но приедет ли римский понтифик в Москву? Вопрос пока остаётся без ответа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции