Ближайший саммит «нормандской четвёрки» в немецком Ахене, посвященный урегулированию конфликта на Украине и вводу «голубых касок» на Донбасс, пройдет без России. Москву на него не пригласили из-за «дела Скрипаля». Была «нормандская четверка» — теперь осталась «тройка».
«Нормандский формат» постепенно превращается в откровенно фейковое мероприятие. Сначала решили не приглашать представителей ДНР и ЛНР, хотя были обязаны, ведь они полноправные представители Донбасса, контролирующие территории во всех смыслах этого слова. Только они и могут дать согласие на ввод миротворческой миссии по большому счету, ведь «голубым каскам» в любом случае пришлось бы просить доступа к территории, контролируемой республиками. Но предполагалось, что Россия будет представлять интересы ДНР и ЛНР. Теперь РФ на переговорах не будет. Меркель и Макрон обречены на пару выслушивать жалобные просьбы украинского президента, и ничего с этим поделать невозможно.
Франция и Германия пошли на поводу у Лондона, ухудшив отношения с Россией из-за отравления Скрипаля, в котором участие русских никак не доказано. То есть Великобритания демонстративно плюет на правовые нормы и ценности, предъявляет обвинения, не имея на руках ни одного доказательства (даже не имея понятия, где именно находился отравляющий газ), и объявляет дипломатические санкции. Париж и Берлин к ним дружно присоединяются, будто забыв, что оказывают поддержку стране, выходящей из ЕС, и разрывают отношения со страной, от которой в Донбассе зависит многое. Это не ход политиков и прагматиков, это ход спаянных туманными представлениями о геополитическом единстве недоучек, которым придется расхлебывать последствия своего шага.
То, что Россию не позвали на саммит, для нас, конечно, обидно. Но если для нас это оборачивается неприятным послевкусием от ущемленного достоинства, то для Франции и Германии оная акция влетит в копеечку.
Процесс урегулирования затянется еще на неопределенно продолжительное время, диалог будет вестись через американца Волкера, а это у него получается весьма неважно. Новый виток вражды с Россией дает индульгенцию на прощение грехов Украине: а это уже не только военные преступления на Донбассе, репрессии против несогласных и тотальные нарушения прав человека, но и обострение социальной обстановки, ведущее общество к взрыву как раз ближе к президентским выборам. Недовольство достигло таких размеров, что вынуждены сажать даже символ украинской борьбы с Россией: Надежду Савченко. И все равно, что она пострадала от проклятого «путинского режима»: сидела там — посидит и у нас, заодно и сравнит, так мыслят сейчас в администрации Порошенко.
«Минский формат», «нормандский формат» и переговоры с Волкером на некоторое время становятся бесполезным инструментом, спрятанным в глубине ящика. Но недели и месяцы идут, обстрелы в зоне конфликта продолжаются, число жертв, пусть и не в таких масштабах, как в 2014, но всё-таки растет. А на самой Украине вызревает переворот, который станет завершающим аккордом неоконченной революции. Поддержка Порошенко в обществе стремительно падает. Согласно исследованиям Киевского международного института социологии, на выборах он может занять даже не второе, а четвертое (!) место: после Юлии Тимошенко, Олега Ляшко и Анатолия Гриценко. Поддержка «Блока Петра Порошенко» также падает, и сейчас она значительно меньше, чем у партий «Батьвищина», «Радикальная партия», «За жизнь» и «Гражданская позиция». Сам Порошенко и силы, стоящие за ним, превращаются в один большой фейк, которому через некоторое время суждено утерять все рычаги управления страной. Но в Париже и Берлине продолжают смотреть на него как на стабильного партнера, не осознавая, что руководить ему страной максимум год. И никто не даст гарантий, что после выборов он не отправится в тюрьму греть место, на данный момент занимаемое Савченко.
А тут мало Украины, европейцы решили перенести подобный опыт и на международные отношения. Вроде бы есть «нормандский формат» — а вроде бы и нет. Потому что о чем-то договориться без участия России и Донбасса невозможно. Остается только чаёк попивать, делать совместные фото и покидать пресс-конференцию с ощущением выполненного долга: мол, «Путина уел, так ему и надо, пусть просится обратно».
Это не политика, это геополитические игры людей с чувством ответственности, как у дворовых мальчишек.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции