Где кочегары и где плотники. Существует ли в России гражданское общество?

Раньше главными героями Страны Советов были рабочие и крестьяне. Людям было понятно, куда идёт страна. © / Кадры из фильмов «Высота», «Председатель»

В ходе длинных новогодних каникул телевидение, не желая портить настроение зрителей актуальными темами, обильно показывало советские фильмы. для социологов, интересующихся проблемами развития общества, показ был интересен и поучителен.

   
   

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»

Фильмы 1960–70-x гг. наглядным образом показали социальную структуру советского общества. Чётко было видно, что в СССР существовал обширный и уважаемый рабочий класс, крестьянство, научная и культурная интеллигенция. И естественно — солдаты, лейтенанты, генералы. Все они занимали в обществе чёткое и понятное для населения место. Место в соответствии с тогдашними идеологическими установками. Но главное место занимал «простой народ» со всеми своими достоинствами и недостатками. Помните? «Не кочегары мы, не плотники», «Когда весна придёт, не знаю», «Старый клён». Много было фильмов о войне. И трагических, и в лёгком (как говорят сегодня) стиле.

из фильмов, и из песен, и из стихов людям было совершенно понятно, в каком обществе они живут, какие в нём правила, какие нравственные установки и, главное — куда идёт страна. Внушалось, что социальной опорой государства и власти являются рабочий класс, крестьянство и трудовая интеллигенция. Защитой была Советская армия. Чётко была обозначена руководящая роль КПСС.

Были и «подручные партии». Ими Н. Хрущёв называл прежде всего журналистов. Но к «подручным» относили и ту часть интеллигенции, которая регулярно (и часто талантливо) участвовала в пропагандистских акциях. Среди «подручных» было много писателей. Недавно обнаружил в книжном шкафу справочник Союза советских писателей за 1976 г. Полистал. Многие, если не большинство, ныне забыты. А ведь издавались огромными тиражами. Понятно, что кто-то верил в эти романы, песни и фильмы, кто-то нет. Но они создавали в стране определённую обстановку. Обстановку социального оптимизма.

Есть такая партия

Сегодня, когда мы смотрим новые фильмы и слушаем новые песни, невозможно понять, в каком обществе мы живём. Нам говорят, что в России существует и развивается гражданское общество. Но так ли это? В СССР понятие «гражданское общество» преподносилось как измышление буржуазной пропаганды. Не слишком популярны разговоры о таком обществе и сегодня. В последние годы в стране не проводилось исследований о социальном составе общества. Последнее — 10-летней давности. Наша новая социология явно в замешательстве. Есть ли вообще что замерять? Вроде бы дымят заводы и фабрики, но есть ли в них пролетариат? Где знаменитые «монтажники-высотники» из фильма «Высота»? Где «пахари земли русской»? В 1965 г. на советские экраны был выпущен (вначале запрещённый) фильм «Председатель» — о судьбе послевоенной советской деревни. Главную роль председателя колхоза сыграл Михаил Ульянов, сразу ставший знаменитостью. Вроде бы и сегодня по полям ходят тракторы и сенокосилки, но есть ли у нас крестьянство? Вопросов такого рода множество.

Ну например: есть ли у нас правящая партия?

   
   

В июне 1917 г. на Первом съезде Советов меньшевик И. Церетели, обращаясь к залу, спросил: «Может ли кто из делегатов назвать партию, которая рискнула бы взять власть в свои руки?» По советской интерпретации истории Ленин вскочил с места и, театрально выкинув руку, выкрикнул: «Есть такая партия!» На самом деле ничего такого в тот день он не говорил. О готовности большевиков взять власть Ленин сказал в своём кратком выступлении на следующий день. И был поднят залом на смех. Тем не менее уже через несколько месяцев, в октябре 1917 г. большевики перехватили власть и партия стала реально правящей.

А что сегодня? Рейтинг провластной «Единой России» сегодня составляет 32% и, несмотря на все события бурного 2020 г., особо не меняется. То же можно сказать и о других партиях, входящих в Госдуму. Рейтинги КПРФ и ЛДПР — 11%, рейтинг Справедливой России — 6%. Имеют ли они какое-то влияние на политику в стране? 

Последние недели в России были обозначены целым рядом шумных событий, прокатившихся откликами по всему миру. Но ни голосов партий, ни партийных знамён на улицах и в переулках замечено не было. Так существуют ли они в политике? Такое впечатление, что все партийные структуры ушли в глубокое подполье и выползают оттуда только чтобы расписаться в ведомости «о довольствии».

Сходный вопрос можно задать и по поводу профсоюзов. Казалось бы, профсоюзная статистика радует: в 2019 г. в профсоюзы были приняты 1,3 млн человек, создано 2,5 тыс. новых первичных организаций. Это по отчётам. Но репортажей о том, как профсоюз такого-то завода выступил в поддержку объявивших забастовку рабочих, как-то не слышно. Неудивительно, что по результатам соцопросов ВЦИОМ 70% населения не верят в профсоюзы и в их действенность. И доля таких не верящих растёт.

Подобные вопросы и сомнения возникают и по поводу большинства других общественных организаций. Где «Молодая гвардия» и «Россия молодая»? Где «Соколы Жириновского»? Где «Союз коммунистической молодёжи»?

* * *

Сегодня на информационном поле России слышен лишь мощный (часто оглушающий) официальный голос. И как шёпот — редкие голоса отдельных людей, пользующихся личной известностью и авторитетом. И это при формально огромном числе общественных организаций. По данным Минюста в России зарегистрировано 213 тыс. организаций. В стране 39 партий. Ну просто расцвет демократии и гражданского общества!

К сожалению, список организаций, созданных в стране и получающих бюджетные деньги, всё больше напоминает пожелтевший справочник Союза писателей за 1976 г. В нём числилось более 10 тыс. писателей. Многих ли помним?

Так существует ли в России гражданское общество? Хотелось бы услышать мнение социологов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции