Об этом в своей колонке рассуждает заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Галина Карелова.
Недавно завершился Третий Форум социальных инноваций регионов, который стал одной из самых значимых и важных дискуссионных площадок для диалога по социальным вопросам. Идея проведения форума принадлежит председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. В работе форума также приняли участие председатель Государственной думы Вячеслав Володин, заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, министр просвещения РФ Ольга Васильева, мэр Москвы Сергей Собянин и губернаторы ряда регионов.
В адрес форума поступили приветствия президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и председателя правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева.
Открывая форум, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко напомнила, что в настоящее время перед страной стоят амбициозные и масштабные задачи: реализация национальных проектов, которые направлены на достижение нового качества жизни для всех поколений российских граждан. И одной из важнейших тем форума стало участие НКО в развитии предоставления общественно полезных услуг.
В настоящее время в регионах активно реализуются пилотные проекты, в рамках которых некоммерческие организации участвуют в реализации региональных и муниципальных программ, предоставляя населению общественно полезные услуги. Пилотные проекты зарекомендовали себя на самом высоком уровне: социальная сфера за счет присутствия НКО и создания конкурентных условий в предоставлении социальных услуг обогащается новейшими социальными практиками, повышая уровень оказания социальной помощи. В соответствии с решениями президента России, в рамках национальных проектов партнерство НКО и государства в социальной сфере в регионах необходимо развивать и наращивать. Национальный проект «Демография», федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения „Старшее поколение“» предусматривают увеличение удельного веса негосударственных организаций социального обслуживания для всех форм собственности с 10% в 2014 году до 19,1% в 2019 году и дальнейший последовательный рост. Система государственного финансирования и поддержки способствует повышению роли некоммерческих организаций в предоставлении общественно полезных услуг. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2019 году в сфере социального обслуживания в субъектах действует 1500 негосударственных организаций, из них 900 — НКО.
Новые подходы в работе НКО позволяют оказывать самую квалифицированную и профессиональную помощь, но, чтобы дать дальнейший стимул для качественного развития некоммерческого сектора, нужно совершенствовать правовую базу. И в рамках работы форума отмечалось, что недостаточность законодательного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях является серьезным сдерживающим фактором для развития этого процесса. Размытость понятийного аппарата и, как следствие, излишняя бюрократическая нагрузка на НКО, оказывающие социальную помощь населению. В этой связи в регионах в работе некоммерческих организаций часто возникают коллизии, в том числе с контролирующими органами, из-за непонимания назначения субсидии, которую зачастую по старинке воспринимают как аналог прежнего бюджетного финансирования, при котором главным было освоить все выделенные деньги, ни на шаг не отступив от статей утвержденной сметы. Сейчас такой детализации смет нет, государство давно отказалось от такого подхода. Право на получение бюджетного финансирования в социальной сфере увязывается с достижением результата, измеряемого в четких количественных и качественных параметрах. Контролируется результат, а конкретные способы его достижения — это как раз та область, где различные НКО могут проявить себя, опираясь на свой опыт и свою методику работы. Удалось достичь заданного результата с меньшими затратами и не в ущерб качеству — хорошо, значит, в НКО останутся ресурсы на развитие. Такой подход бережет бюджетные деньги, потому что создает стимул к экономии и здоровой конкуренции, дает шанс уйти от низкой производительности труда и экономической неэффективности, которая до сих пор у многих ассоциируется с социальными услугами, а также дает возможность повышения заработной платы социального работника, его статуса и оказания социальной услуги в новом качестве.
В реальности же работа НКО в некоторых регионах РФ зачастую сопровождается попытками излишне мелочного контроля, изъятия сэкономленных средств по итогам достижения необходимых результатов, которые существенно снижают эффективность работы, а также идут вразрез с основными задачами реформы в сфере социального обслуживания.
Законопроекты, над которыми сейчас идет активная работа, должны решить данную проблему и снять большинство возникших вопросов и разночтений с некоммерческими организациями, которые честно делают свою работу.
В частности, в итоговых рекомендациях Третьего Форума социальных инноваций регионов очень весомо и развернуто прозвучала тема совершенствования законодательной базы. Принятие таких проектов федеральных законов, как № 519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», № 620139-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», а также ряда других важных законопроектов, станет мощным стимулом к дальнейшему развитию НКО и созданию прочной базы для дальнейшего совершенствования социальной сферы.
Итоги Третьего Форума социальных инноваций регионов еще раз показали, насколько важной и основополагающей для социальной сферы является роль некоммерческих организаций в развитии предоставления общественно полезных услуг. Реализация итоговых рекомендаций форума позволит сделать работу НКО в данном направлении еще более эффективной и дать возможность для дальнейшего успешного достижения целей нацпроектов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Стратегия к 2018 году. Кабмин начал давать обещания на президентские выборы →
- «Оценку деятельности дают люди». В Адыгее подвели итоги работы за 2019 год →
- Сенатор Карелова: важно вывести систему соцобслуживания на новый уровень →