Эй, вратарь, готовься к бою…

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Настолько противоречивые, что им просто не хочется верить. Но социология есть социология. Что же такого необычного откопали в наших душах и головах вциомовцы?

   
   

Оказывается наши жители снова поверили в существование антироссийского заговора и… готовы заняться поиском врагов. Цифры просто ошеломляющие: две трети наших граждан (66%) убеждены, что существуют силы, которые стремятся опорочить Россию и навредить ей. С этой целью они стремятся переписать нашу историю, переврать исторические факты и преуменьшить нынешнее и историческое величие нашей страны. Более того: многие граждане уверены, что в стране существует «группа лиц», которая целенаправленно работает в этом направлении. Что это значит - «группа лиц»? Если говорить без обиняков, это значит, что в стране зреет некий коллективный заговор. Такое впечатление, что наши граждане напрочь забыли трагические события 30-х гг.

Напомню о них. После убийства Кирова в 1934 г. в стране начался так называемый поиск врагов. При поощрении власти страну охватила настоящая эпидемия доносов. В НКВД их скромно называли «сигналами с мест». В одном из донесений Сталину тогдашний глава НКВД Ежов писал, что число осведомителей перевалило за полмиллиона. Историки, занимавшиеся этим периодом, называют цифру в 4 млн. Доносы нередко использовались в корыстных целях: писали на сослуживцев, чтобы заполучить их должности, на соседей, чтобы занять освободившуюся квартиру, на неверных мужей, на тех, кто на Пасху ходит в церковь. Большой активностью отличались дворники, которых просто обязывали доносить на подозрительных жильцов. Число жертв охоты на «врагов народа» разнится в зависимости от источников. Но всё равно это огромные жертвы: от 11 до 39 млн. человек. 

Дремучим лесом

В своей речи при вступлении в должность президента на новый срок Владимир Путин говорил об опасности «дремучего охранительства». Однако, судя по результатам последнего опроса ВЦИОМ, «дремучее охранительство» набирает силу, а объективный взгляд на историю трактуется как происки врагов.

Теорию заговора не разделяют 26% наших граждан. Что это значит? Это значит, что подавляющая часть  населения живёт в состоянии постоянной угрозы и вражды. Не с этим ли связана всё возрастающая агрессивность людей, о которой предупреждают специалисты в области социальной психологии. 

Удивляет, что среди тех, кто верит в стремление «группы лиц» разрушить величие России, немало молодёжи от 18 до 24 лет. И это выглядит странным. Ведь они выросли и сформировались в условиях широкого доступа к информации, в том числе и исторической. 

В бой роковой…

Что касается пожилых, то их склонность во всех трудностях и бедах России видеть происки Запада, мне кажется, понятна. Большая часть их жизни пришлась на советскую власть. Они жили и трудились честно, и вполне естественно, что им хотелось бы рассказать детям и внукам о хорошей стороне жизни. Многие скрывают, что их отцы и деды были репрессированы. Старшее поколение росло и училось в условиях жесточайшей идеологической борьбы, в обстановке отталкивания западных ценностей. Советские школьные учебники, лекции в университетах, массовая культура были переполнены описанием «тёмных сил», которые только и думали, как уничтожить СССР и захватить его богатства. Лекции по марксизму-ленинизму (обязательные во всех вузах страны) давали идеологическое обоснование такому подходу. Начиная с революции 1917 г. население воспитывалось  в убеждении, что «тёмные силы нас злобно гнетут». Альтернативные источники информации были запрещены буквально несколько месяцев спустя после победы большевиков. 

   
   

В сущности, весь советский период нашей истории проходил в сопровождении знаменитой «Варшавянки» - песни о том, как в «бой роковой мы вступили с врагами». Советская пропаганда целенаправленно поддерживала в народе ощущение вражеского окружения и войны со всем миром. Особенно чётко подобная линия прослеживается в кинематографе. Даже в фильмах, казалось бы, далёких от политики и классовой борьбы, тема боевой готовности неизменно присутст­вовала. Песня из популярного фильма 1936 г. «Вратарь» чуть ли не ежедневно звучала по радио:

Эй, вратарь, готовься к бою -
Часовым ты поставлен 
у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идёт!

*  *  *

Мы вправе гордиться своими историей и культурой. Но для того чтобы предохранить будущие поколения от трагедий ХХ в., нельзя выискивать в истории только героические страницы и вычёркивать трагические. Это как если бы американцам стали внушать, что в США не было рабства, а немцам - что в Германии не  было фашизма. Российская пропаганда в своей битве за «красивую историю» не одинока. Развернувшаяся в США кампания «сделаем Америку снова великой» уже привела к тому, что многие американцы считают, что победу во Второй мировой войне одержали США, а не СССР. И подобная фальсификация сегодня формирует в США атмосферу самодовольства, безнаказанности  и агрессии.

Недавний случай в Третьяковской галерее, когда один из посетителей, недовольный кровавой интерпретацией истории в картине И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», набросился на неё с ножом, - пусть и в трагикомической форме,  но тоже реакция на навязываемый пропагандой взгляд на нашу историю как череду красивых поступков и побед. Конечно, смотреть на картины в духе «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» приятней, чем на «Утро стрелецкой казни». Весело, красиво, патриотично... Но следует ли потакать облегчённым взглядам на историю?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции