В Одессе собираются переименовать улицы Чапаева, Бородинскую, Курскую, Воронежскую. Вместо них появится улица героев Мариуполя и площадь Великобритании.
По словам мэра города Геннадия Труханова, прошлые названия никак не связаны с историей города. Но есть ли у Одессы и Украины в целом своя «особая» история, никак не связанная с историей России?
На Украине сейчас выбирают героев, которые в разные исторические периоды воевали против России. Но у некоторых этих героев руки по локоть в крови, как, например, у Степана Бандеры и иже с ним.
Имеют ли отношение Чапаев, Бородино, Курск, Воронеж к истории Одессы? При упоминании улицы Чапаева, к примеру, сразу вспоминается, что в 1941 г., когда на Одессу наступали немцы и румыны, именно знаменитая 25-я Чапаевская дивизия защищала город, из её рядов – Людмила Павличенко, наша знаменитая снайпер, родом из Белой Церкви под Киевом. Она уничтожила 309 вражеских солдат под Одессой и Севастополем. Одесса была освобождена в 1944 г., это был знаменитый третий сталинский удар, нанесённый нашими войсками под командованием генерала армии Р. Малиновского, тоже, кстати, уроженца Одессы.
Или операция по освобождению города Николаева. Как тут не вспомнить подвиг наших бойцов, 68 морских десантников и сапёров, которые высадились в порту Николаева под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского и более двух суток удерживали порт, отвлекая силы врага. Только 11 человек тогда осталось в живых. И об этом мы должны помнить.
Да и другие улицы в Одессе были названы не просто так. Бородинская связана с войной с Наполеоном, где в едином строю сражались разные народы. Курская вызывает воспоминания о Курской битве, в ней участвовала 60‑я армия Ивана Черняховского. Это был самый молодой командующий фронтом, украинец, сочинявший стихи на украинском языке. Победа в Курской битве стала поворотным моментом в войне и шагом к освобождению в том числе и украинских земель.
Так что нет и не может быть у Одессы особой истории – история у наших народов общая. Именно эту общую историю некоторые очень хотят отменить. И это не просто попрание исторической памяти, это преступление и против их собственной истории. Пусть люди, которые принимают такие решения, об этом тоже помнят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции