В Китае разворачивается мощнейшая со времён Мао Цзэдуна политическая и пропагандистская кампания, связанная с концепцией «Общего процветания». Инициатором её выступил нынешний председатель КНР Си Цзиньпин.
Что это — очередная коммунистическая иллюзия о строительстве общества всеобщего равенства и процветания? Новый вариант горбачёвской риторики по поводу «социализма с человеческим лицом»? Китайская интерпретация идей «европейского социализма», которые не без успеха реализуются в ряде стран Скандинавии?
Политика «общего процветания», по задумке китайских властей, предполагает достижение «умеренного благосостояния для всех» и сокращение резкого разрыва в доходах населения. На Западе идея Си Цзиньпина встретилась с волной критики. Такого рода политика, по мнению экспертов, неизбежно приведёт к усилению роли государства и в конечном счёте к замедлению экономического роста. И эти явления уже наблюдаются. В России концепция «общего процветания» пока широко не обсуждается и не критикуется. Как-то не принято подвергать сомнению политику дружественного государства. К тому же некоторые элементы идей Си Цзиньпина просматриваются и в социальной политике нынешней российской власти.
Новый «скачок»
Идея «общего процветания» не так уж и нова. Впервые она была озвучена Си Цзиньпином в 2013 г., когда он стал председателем КНР. И уже тогда она подверглась критике со стороны Всемирного банка. Западные эксперты называли такой подход «ловушкой среднего класса». Эффектные, на первый взгляд, меры в перспективе нескольких десятилетий могут привести к замедлению темпов экономического роста под «присмотром назойливого правительства» и ударить по интересам «середнячков». Увлечённость китайского лидера идеями «общества процветания» на Западе объясняли приверженностью тов. Си коммунистической идеологии и нехваткой экономического образования. Заметим, что отсутствие такого образования не помешало Си Цзиньпину взять на себя ключевую роль в управлении китайской экономикой.
Критикуя идеи «общего процветания», западная пресса сравнивает их с политикой времён Мао Цзэдуна. «Большой скачок» периода 1958–1960 гг. привёл к тяжёлым экономическим последствиям, а затем и к трагическим событиям культурной революции, к террору против интеллигенции и практически полному уничтожению демократии. Напомню, что результатом «большого скачка» стал страшный голод 1959–1961 гг., унёсший, согласно официальным источникам, жизни 15 млн человек, а по независимым данным, до 40 млн. Что касается жертв культурной революции, то, по данным китайских СМИ, за 10 лет террора пострадали 100 млн партийных работников, представителей интеллигенции — учителей, профессуры, а также рядовых граждан. После смерти «великого вождя» Китаю потребовалось несколько десятилетий, чтобы зализать нанесённые стране и её народу раны.
Культ личности?
В дискуссии, развернувшейся на Западе по поводу концепции «общего процветания», прослеживается ещё одно направление. Речь идёт о личности самого председателя Си Цзиньпина. Критики утверждают, что появление данной концепции связано со всё более заметными проявлениями культа личности китайского лидера. Это тоже не ново: в истории немало примеров того, как известные политики, желая ярко обозначить своё место в истории, выдвигают всякого рода «прорывные» доктрины развития. Большинство таких доктрин связаны с популизмом и национализмом. В арсенале диктаторов XX в. (Сталин, Муссолини, Франко, Гитлер, Мао Цзэдун, Пол Пот, Саддам Хусейн, Бокасса, Пиночет, Чаушеску и др.) всегда имелась какая-нибудь великая идея типа «большого скачка». Даже достаточно скромные руководители недавних времён, как правило, пытались отождествить себя с какой-нибудь красивой и, как правило, утопической идеей, будь то «догнать и перегнать США» при Хрущёве или «построить социализм с человеческим лицом» при Горбачёве.
Утверждения западных критиков о насаждении культа личности в Китае в какой-то мере оправданны. Доктрина Си Цзиньпина включена в устав правящей партии, в программы обучения в школах и в университетах. Китайская пресса буквально кишит цитатами и ссылками на «новое учение лидера нации». На улицах китайских городов множество изображений тов. Си — играющего в футбол, стреляющего из ружья, всегда молодого и светлого лицом. Ему посвящено игровое шоу. А в прошлом году в Пекине открылся Исследовательский центр, посвящённый изучению идей председателя КНР. Недавно было создано приложение для смартфонов, рассказывающее о жизни и творчестве тов. Си Цзиньпина.
Продвижение новой концепции развития началось в 2021 г. Есть признаки того, что в этом направлении оказывается серьёзное давление на крупный бизнес. Как по команде, китайские миллиардеры вдруг начали жертвовать миллиарды долларов на претворение в жизнь идеи «общего процветания». И естественно, что местные СМИ взахлёб пишут про новую эру развития в стране «социализма с китайским лицом».
Битва гигантов
Накал западной, и в особенности американской, критики в адрес Си Цзиньпина и его концепции «общего процветания» в значительной мере связан с резко возросшей в последние десятилетия ролью Китая в мировой экономике и политике. Запад тревожит быстрое наращивание международной активности и военного потенциала КНР. Учитывая эти опасения, США начали заметно увеличивать своё военное присутствие в Тихоокеанском регионе. В списке угроз США, составленном Госдепартаментом, Китай упоминается вместе с Россией. И всё очевиднее выходит на первое место. Прежде всего, в экономике.
Китайская пропаганда утверждает, что в стране уже реализован первый этап «китайской мечты» — создано общество средней зажиточности. Следующий этап — движение к «обществу всеобщей зажиточности». Этот этап (согласно документам последнего съезда) компартии Китая должен наступить к середине нынешнего столетия. В китайской прессе упоминается 2049 г.
Будет ли реализована эта амбициозная цель? Приводя исторические примеры краха многочисленных доктрин «всеобщего процветания», Запад однозначно отвечает «нет». Очередная попытка «строительства коммунизма в одной отдельно взятой стране», считают западные аналитики, обречена на провал.
* * *
Но есть и другие аналитики. В том числе и в России. Они считают, что, несмотря на драматический выход России в 1991 г. из этой борьбы, идеологическая борьба между капитализмом и социализмом продолжается. После краха советской модели, говорят они, лидером такой борьбы выступает не Москва, а Пекин. Сказать определённо, каким будет исход битвы, сегодня не решается никто. Пути развития человеческой цивилизации действительно неисповедимы. Кто-нибудь предупреждал о крахе Римской, Британской, Французской или Советской империй?
Однако, учитывая драматический опыт российской истории в XX веке, хотел бы со своей скромной стороны сказать одно: упаси нас Господь снова ввязаться в такую борьбу. Давайте отдадим пальму лидерства в этой борьбе тов. Си Цзиньпину.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции