Денис Денисов: Донбасс даёт Киеву второй шанс

Денис Денисов. © / Коллаж АиФ

Мы знаем, что 18 октября и 1 ноября в ДНР и ЛНР должны пройти местные выборы. Но во вторник перед началом очередной встречи контактной группы в Минске полномочный представитель ЛНР Владислав Дейнего заявил о возможности проведения выборов на Донбассе 21 февраля 2016 года. Между тем выборы, намеченные на осень, активно дискредитируются как Украиной, так и Западом. 

   
   

Здесь необходимо вспомнить о том, как Киев целенаправленно ограничивал возможности проведения выборов в этих регионах, идя при этом вразрез с минскими договорённостями: украинская сторона постоянно увиливала, уходила от согласования, делала всё, чтобы выборы не состоялись, призывала международное сообщество игнорировать и не признавать их. Всё это — не более чем очередная попытка Киева выйти из минского процесса и сорвать его любыми способами. Виноватыми по задумке должны оказаться ДНР, ЛНР и Россия. 

При этом сами представители официального Киева имеют большие проблемы с легитимностью, так как пришли к власти в результате вооружённого государственного переворота. И об этом не стоит забывать: это очевидно, и двух мнений здесь быть не может. Теперь же достаточно странно слышать от них слова о незаконности предстоящих выборов на Донбассе. 

Между тем осенние выборы в республиках — демократический процесс в его чистом виде. Ведь согласно практически каждой конституции любой западной страны, основным проявлением демократии является волеизъявление народа. То, что происходит на Донбассе, — это образец демократии для всего западного мира. Но, исходя из политической конъюнктуры, выборы, конечно, не будут признаны никем, кроме, возможно, России. Это одно из проявлений политики двойных стандартов: признавать выборы, которые удобны, и в том случае, если их результаты находятся в контексте западных интересов, и не признавать в случае, если их результаты выходят за рамки национальной повестки. 

Но вернёмся к возможному переносу выборов на февраль. Во-первых, если перенос и состоится, это ничуть не умаляет необходимости осенних выборов. Донбассу нужна легитимная власть, сегодня же уровень легитимности многих руководителей ЛНР и ДНР достаточно сомнительный. Поэтому выборы необходимы сейчас для узаконивания их полномочий, может, до февраля, может — на более длительный срок, но это в интересах самих жителей этих территорий, а не представителей США, Украины, России или кого бы то ни было. В любом случае, провести повторные выборы в феврале уже после выполнения Киевом его обязательств никто не запретит. 

Во-вторых, назначение выборов на февраль — это возможность для Киева задуматься над тем, хочет ли он мира на востоке Украины и готов ли пойти на уступки. Если же он откажется от предоставленной возможности, то ему и дальше придётся играть роль политического шулера, подтасовывая факты, как это было в случае с принятием изменений в Конституции. Кроме того, отодвигая выборы на февраль следующего года, Киев получит очень значительный временной запас, исходя из которого при политической воле можно добиться мира на востоке страны и исправить те ошибки, которые правительство уже допустило. 

Понятно, что назначение выборов на февраль идёт вразрез с временными рамками, установленными в документе. Но даже представители Киева, в лице того же Леонида Кучмы, ранее заявляли о желательности перенесения сроков действия Минска-2 на 2016 год. Да и всем уже ясно, что за оставшиеся месяцы 2015 года полное и комплексное выполнение минских договорённостей просто невозможно, особенно с учётом того, как старательно Киев игнорировал и откладывал соблюдение многих пунктов. Это касается и псевдоконституционной реформы, это касается и так и не предоставленного территориям особого статуса. 

   
   

Сейчас Донбасс даёт Киеву второй шанс, возможность всё исправить, принять необходимые поправки в Конституцию теперь уже с согласованием с ДНР и ЛНР, принять закон об особом статусе, закон о выборах уже с учётом особого статуса этих территорий. Это позволит вывести ситуацию из тупика, и тогда, возможно, перспектива полного соблюдения минских соглашений станет как никогда реальной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции