Аваков – киевский дестабилизатор номер один

Вадим Самодуров. © / Из личного архива

Депутат Рады Антон Геращенко рассказал о конфликте между президентом Порошенко и министром внутренних дел Аваковым. Проистекает он из стремления этих двух деятелей контролировать правоохранительные структуры. Борьба не окончена, передел сфер влияния продолжается, и нас ждут новые интересные события.

   
   

Вообще говоря, Авакова стоит рассматривать как представителя «третьей силы», куда, помимо него, входят: глава СНБО Александр Турчинов, бывший премьер Арсений Яценюк, нынешний спикер парламента Андрей Парубий и несколько фигур рангом поменьше. Гнездятся они вокруг структур «Народного фронта», не поделившего в своё время власть с «Батькивщиной», чей лидер Юлия Тимошенко ушла в оппозицию и теперь, как паучиха, ткет оппозиционную сеть, куда входит беглец Саакашвили, Андрей Садовый и батальон «Донбасс». Такой вот винегрет.

Аваков и его сторонники (Геращенко из их числа) с самого начала избрали довольно любопытную тактику. Они позиционируют себя радикалами, «ястребами» и главными защитниками украинской нации и завоеваний Евромайдана. Известно, что у Авакова сложились весьма плотные отношения с руководством «Азова». Сам он патронирует Нацгвардию: широкий силовой ресурс на случай серьёзной политической борьбы (особенно если она развернётся на улицах). В то же время сцепке Авакова и его сторонников с остальной оппозицией мешает давнее противоборство с Саакашвили, который обвинял Авакова в незаконной добыче металлов в Ровненской области, а также весьма напряжённые отношения с «Правым сектором» (организация, запрещённая в России по решению суда, — Ред.), который до сих пор не простил ему ликвидации радикала Музычко

Аваков не просто руководитель МВД, он к тому же и один из богатейших украинцев. Его бизнес-империя охватывает десятки компаний и предприятий, занимающихся добычей и транспортировкой газа и металлов. Финансовые ресурсы Авакова являются серьёзным подспорьем для его успеха в открытом противостоянии с оппонентами.

Есть, правда, одно существенное «но». Аваков крайне непопулярен среди украинцев. Уровень его поддержки очень низкий, и даже если он выступит в альянсе с Турчиновым и Яценюком, вряд ли его ждёт успех. В частности, это касается выборов: «Народный фронт» держится у власти пока что за счёт неких договорённостей с Порошенко. Но, если ситуация в будущем изменится, мы увидим Авакова и его соратников в достаточно неожиданном месте. Недаром Аваков возглавлял харьковское отделение «Батькивщины» и некоторое время даже был губернатором Харьковской области от партии Тимошенко. С Юлией Владимировной у него давно сложились доверительные отношения.

Чем ближе Украина к президентским выборам 2019 года, тем выше вероятность отставок и перестановок на верхних этажах власти. Отставки и перестановки могут породить недовольство и новые союзы. Готовность граждан протестовать, если верить социологам, низка как никогда. Но при этом процент недовольных действиями власти остается высоким. Нечто подобное наблюдалось и перед первым Майданом в 2004 году. Активное меньшинство готово к мобилизации и выступлениям, даже несмотря на гибель многих пассионарных элементов на Донбассе. В частности, это касается националистов, которые готовы протестовать по любому мало-мальски заметному инфоповоду, а уж если дело дошло до серьёзного инцидента — жди беды.

Несмотря на апатию граждан Украины, ситуация в стране продолжает оставаться взрывной. Тому отчасти причиной и Донбасс, который, с одной стороны, отнял жизни у многих беспокойных активистов, но с другой — стал причиной недовольства других граждан непрекращающимся конфликтом и новостями об обогащении правящей верхушки на фоне вооружённого противостояния. Если Тимошенко упрекает Порошенко в наживе на конфликте, то Аваков способен зайти с другого боку: Порошенко — слабый человек, неспособный одним ударом покончить с сепаратисткой угрозой. 

   
   

Как бы то ни было, выступи Аваков на стороне Порошенко или против него, сам по себе он остаётся одной из самых деструктивных фигур в украинской власти, способствует её окончательному разложению. И речь здесь идёт не только о прошлых уголовных делах и нынешних журналистских расследованиях, доказывающих, что начинать борьбу с коррупцией в украинской державе надо именно с Авакова. Несмотря на демонстрируемую крутость, Авакову оказалось не по силам навести порядок в стране, где незаконный оборот оружия уже достиг рекордных для Европы масштабов. В течение сентября 2017 года было возбуждено свыше 2 тысяч уголовных дел о торговле оружием, а, по данным экспертов, ежедневно на Украину со стороны Донбасса, Польши, России, Молдавии, Венгрии и Белоруссии завозится от 700 до 1 тысячи единиц огнестрельного оружия. Настоящее Гуляй-поле, где любая драка из-за личных оскорблений способна перерасти в государственный переворот. Благо и горячих кавказцев на Украине — Саакашвили и Авакова — для революции и так хватает.

Подводя итог, отмечу: суммарными действиями украинских политиков страна превращается если не в пороховую бочку, то в минное поле Европы — уж точно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции