В России давно не было такого смятения умов, как в связи с ситуацией на Украине. Несмотря на все объяснения, понимания того, что происходит, у многих не прибавляется.
Вроде бы компетентные лица каждый день высказываются по телевидению: продвинулись на 5, на 8 км, заняли такие-то посёлки, уничтожили столько-то складов с горючим и боеприпасами... Но вопросы остаются.
Вопросы без ответов
С начала спецоперации прошло уже два месяца, и она, как нам говорят, «идёт по плану». Но почему нацбатальоны порой вновь захватывают уже очищенные от них населённые пункты? Почему свыше 500 тыс. жителей Донецкой Народной Республики на какое-то время остались без водоснабжения, отопления и связи? Почему летают украинские самолёты? Ведь уже две недели спустя после начала событий нам говорили, что «военная инфраструктура Украины полностью уничтожена», что российские силы завоевали «господство в воздухе». Если «на войне как на войне», почему до последнего времени позволялось работать украинским железным дорогам, по которым Украине поставляли оружие и по которым в Киев целыми группами с «вызывающими улыбками» ездили западные лидеры, чтобы выразить свою поддержку Зеленскому?
После того как гражданам многие годы рассказывали о боеспособности нашей армии, у них возникло стойкое убеждение — мол, стоит нам перейти границу, и враг сразу запросит пощады. Но этого, очевидно, не случилось. И всё чаще из уст некоторых экспертов слышится мнение, что украинская кампания может приобрести затяжной характер. Но даже если военные действия скоро закончатся, то конструкция мира на Украине пока как-то не просматривается.
Денег и грязи не жалеть
США совершенно открыто, с явным вызовом Путину, делают всё, чтобы Россия увязла в конфликте. Помогают Киеву политически, финансово, поставками оружия. Более того: в Пентагоне откровенно стали говорить о том, что «Зеленский должен добиться победы».
В последнее время (в рамках стратегии нанесения России максимально большого ущерба) обозначился ещё один замысел. Вашингтон рассматривает возможность поставок Украине дальнобойного оружия. Цель не скрывается: подтолкнуть Киев к нанесению ударов по территории самой России. Впрочем, попытки обстрела приграничных районов Белгородской, Курской и Брянской областей предпринимались уже не раз.
К стратегии втягивания России в изнурительный конфликт привлекаются и финансовые ресурсы «коллективного Запада». Всемирный банк готовит для Украины очередной пакет помощи. Деньги грузят чуть ли не бочками. Словом, тактика такова: оружия и финансов не жалеть. Ну и, конечно, обливать Россию грязью и делать Кремлю «выговоры».
Запутанный клубок
По ходу затягивания конфликта кроме вопросов военного характера возникают и политические. И похоже, со временем их будет всё больше. При возникшем клубке противоречий для их разрешения могут потребоваться не годы, а десятилетия. Перед глазами пример Израиля и Палестины. Ведь то, что происходит на Украине и между Россией и Украиной, явно выходит за рамки отношений этих двух государств.
Самые «простые» вопросы звучат так. Что происходит в тех частях Украины, которые не охвачены боевыми действиями? Наблюдаются ли там протесты, волнения, требования отставки Зеленского? Почему прекратилась украинская «улично-майданная» вольница? Потому ли, что задавлена оппозиция? Или потому, что население (при мощной финансовой поддержке Запада) ещё не почувствовало последствий происходящего? А может, потому, что военные действия (судя по картам, которые нам показывает ТВ) охватывают лишь относительно небольшую часть территории Украины, а в центральных и западных регионах в целом продолжается мирная жизнь?
Какова будет география освобождённого Донбасса и оставшейся Украины? Каким будет государственное устройство и там, и там? Возможен ли референдум, о котором говорит Зеленский? Похоже, у политиков ответов ещё меньше, чем у военных.
Поиск других возможностей
Украину наши политики, дипломаты и спецслужбы в своё время «проглядели». Куда смотрели 30 лет и что докладывали в Кремль, непонятно. Ситуацию в переговорах с Украиной Владимир Путин недавно назвал тупиковой. И одна из причин состоит в том, что с помощью «коллективного Запада» (денег, оружия и пропаганды) киевская власть убедила себя (и пытается убедить народ), что страна и в самом деле идёт по «правильному пути». Отсюда и намеренное затягивание переговоров, и представление о том, что время работает на Зеленского.
Политических, финансовых и информационных возможностей для того, чтобы переубедить несговорчивого соседа, у Москвы сегодня нет. И в ближайшее время (тем более в условиях жесточайших санкций) они едва ли возникнут. Логика событий будет подталкивать Москву к поиску других возможностей. Каких, догадаться нетрудно. Понимает ли это Киев?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции