Впервые папские дипломаты появились в России в 988 г. – в год Крещения Руси. Посланников Рима принимал великий князь киевский Владимир. Казалось, путь к согласию намечен. Но вся последующая история отношений России и папского Рима напоминала езду по разбитым дорогам. Русский православный мир на протяжении всей истории отношений с папским престолом опасался увеличения его влияния. Основания для этого были. Заигрывая с российской элитой, в том числе и дворцовой, Ватикан не оставлял попыток явной и тайной экспансии. Взлёты и падения отношений продолжались вплоть до времён Николая II. Последний русский монарх был настолько раздражён интригами ватиканских дипломатов при дворе, что перестал поздравлять папу римского с общими христианскими праздниками.
Сколько дивизий у Ватикана?
Ленин, пришедший к власти в 1917 г., некоторое время колебался: дружить или не дружить? Повод для налаживания отношений был: Ватикан оказал серьёзную помощь России во время катастрофического голода в Поволжье в 1922 г. Однако развёрнутая большевиками мощная антицерковная кампания – с расстрелами священников и закрытием церквей – свела эти возможности на нет. Сталин, несмотря на своё религиозное образование, не проявлял никакой заинтересованности в установлении отношений с Ватиканом. Когда британский премьер У. Черчилль, будучи с визитом в СССР (1944 г.), заговорил о Ватикане, Сталин не без иронии спросил: «а сколько дивизий у папы римского?» Вопрос был исчерпан. Перспектив установления отношений с католической церковью не возникло и при Н. Хрущёве. Он не только развернул невиданную даже при Сталине антирелигиозную кампанию, но и обещал показать советскому народу последнего священника.
Официальные дипломатические отношения с Ватиканом были восстановлены лишь при М. Горбачёве. По свидетельству первого постоянного представителя России при папском престоле Ю. Карлова, «перед посольством ставилась задача использовать возможности Ватикана для формирования вокруг новой России атмосферы доверия».
Шаг вперёд или два назад?
Но церковное сближение шло и до сих пор идёт крайне медленно. «Мы предпочитаем идти постепенно, без резких шагов», – пояснил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. Русская православная община (особенно в регионах) сохраняет подозрительность к католикам и Ватикану, и это не может не влиять на позицию руководства РПЦ. По этой же причине Московский патриархат уже многие годы отказывается приглашать папу римского в Россию. «В нашей Церкви многие епископы, священники и верующие не готовы его (Франциска) принять», – поясняет митрополит Иларион.
Сдержанность РПЦ в отношениях с католическим миром сохранилась и после установления формальных дипотношений нашей страны с Ватиканом в 1990 г. Вспоминаю свою встречу с патриархом Алексием II перед отъездом в Ватикан в качестве чрезвычайного и полномочного посла. Подарив мне икону Николая Чудотворца (его мощи находятся в Италии в г. Бари), патриарх медлил с напутственным словом. Кремль давал ясные сигналы о необходимости улучшения отношений с Ватиканом. Но патриарха (с учётом мнений церковной глубинки) явно тревожил вопрос: с какой скоростью двигаться навстречу Ватикану и как далеко могут идти эти отношения. «Ну, вы, Вячеслав Васильевич, там… не очень…» – вымолвил он при прощании.
Очень или не очень?
Подобная двусмысленность в отношениях Москвы и Ватикана остаётся до сих пор. И конечно же, неслучайно в преддверии встречи В. Путина с Франциском в руководстве РПЦ выступили с «уточнением»: встреча Президента России с главой Ватикана находится в компетенции МИДа, она будет носить исключительно светский характер и не затронет межцерковных отношений. Более того, снова и достаточно ясно было заявлено о «неготовности» видеть папу римского на территории православной России.
Вместе с тем очевидно и то, что с учётом позиции Кремля, личных отношений В. Путина с Франциском, а также исходя из острой потребности России в расширении международных контактов отношения с Ватиканом будут сохраняться как минимум на нынешнем уровне, а возможно, пойдут и по нарастанию. Дипломатические возможности Ватикана столь широки и разнообразны, что РПЦ (при всём консерватизме православной глубинки) не может абстрагироваться от этих обстоятельств.
Несмотря на некоторое ослабление позиций католической церкви в Западной Европе, возможности Ватикана в сфере международных отношений остаются высокими. Обладая территорией всего в 44 гектара, Ватикан оказывает огромное влияние на политическую и религиозную жизнь мира. Папские «дивизии» – это 1 млрд католиков и 1 млн священников. Ослабление влияния в Европе Ватикан компенсирует расширением позиций в Азии и Африке. В Африке насчитывается 130 млн католиков. В Южной Америке – 300 млн.
Российская дипломатия (в том числе и церковная), конечно, не может не учитывать эти факторы влияния. К тому же по ряду направлений (борьба с бедностью, разоружение, балканское и ближневосточное урегулирование, активизация по всему миру мусульманских общин) позиции Москвы и Ватикана близки. Напомним, что Ватикан решительно протестовал против бомбардировок Югославии и американского вторжения в Ирак. Сегодня папа Франциск предлагает своё посредничество для урегулирования ситуации в Венесуэле. Понтифик неоднократно высказывался и в пользу мирного решения проблем Сирии. Москва это ценит.
Если выйти на улицы российских городов и спросить у прохожих, чем христиане-католики отличаются от православных христиан, то внятного ответа не прозвучит. Крайне туманно о разночтениях в вопросах веры говорят даже знатоки церковного мира. В самом деле: у православных и католиков общие символы веры – Бог Отец, Христос, Дева Мария. И те и другие поклоняются одним и тем же 12 апостолам. У православных и католиков единые праздники, общие молитвы, общая Библия. Разделяют нюансы. Продолжаются, например, споры, от кого исходит Святой Дух? Только ли от Бога Отца или и от Сына Божьего?
* * *
Ожидается, что в ходе предстоящей встречи В. Путина и папы Франциска будут затронуты проблемы урегулирования в Сирии, положение христиан на Ближнем Востоке. Защита общих христианских ценностей перед лицом всё возрастающих угроз, наверное, стоит того, чтобы более прагматично взглянуть на застарелые споры и проявить бо`льшую готовность к взаимодействию. Полезно ещё раз вспомнить и слова первого посла России в Ватикане Ю. Карлова: «Ставится задача использовать возможности Ватикана для формирования вокруг новой России атмосферы доверия».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции