Есть в Сети большое количество популярных среди тинейджеров разных возрастов онлайновых флеш-игр типа «споры захватывают клетки». Любой хорошо играющий в них подросток запросто объяснит вам китайскую доктрину экспансии. Выбираете тип спор, которые быстро множатся, и, пока ваши оппоненты воюют друг с другом, вы спокойно подбираете по всей карте «лакомые» клетки, даже далеко удалённые от вас. И в какой-то момент увлечённые друг другом игроки замечают, что им с вами не справиться даже объединившись — потому что вы уже везде.
Тема Крымско-Китайского меморандума об инвестициях в сельское хозяйство и о строительстве гигантского порта в окрестности Евпатории муссируется уже несколько месяцев, но её «удачно» заглушило Евромайданом. Обо всех плюсах и минусах проекта «Пояса шёлкового пути» для Украины писалось уже не раз и в деталях. И о развитии инфраструктур за чужой счёт, и о превращении в «сырьевую-пищевую» базу Поднебесной, и об экологии и гибели украинского чернозёма, и о легальном наплыве тысяч китайцев.
А вот о плюсах и минусах для России пишут гораздо меньше. Плюсов как таковых, по всей видимости, пока нет. Да и почему они вообще должны были быть? Виктор Янукович в ходе своего визита в Китай в прошлом декабре вряд ли интересовался тем, как его новая дружба-аренда с Пекином повлияет на Россию. Интересы у него определённые и вряд ли настолько широкие, чтобы учитывать что-либо, кроме собственного политического выживания и благосостояния. Упоминать в контексте его контактов с Пекином «пророссийскость» — по меньшей мере глупо. В сложившейся сегодня на Украине ситуации давить на него никто с российской стороны не будет.
Тезис о том, что «вместо Сибири китайцы теперь займутся всерьёз Крымом», тоже достаточно смехотворен. Поднебесной нужно всё, причём сразу. Речь идёт о разных экспансионистских проектах, которых у Китая становится всё больше и больше. А причина тому одна. Согласно годовому докладу Главного статистического агентства КНР, рост ВВП Китая за последний квартал 2013 года составил 7,7 %. Годом ранее этот показатель равнялся 7,8 %. Мы говорим о самом низком показателе за последние 14 лет, а это для стремительно развивающегося Восточного Дракона крайне нехороший признак. Поэтому «ползучая экспансия» в разные регионы продолжится — никакой войны, чистый бизнес. «Могущество России прирастать будет Сибирью», — сказал когда-то Ломоносов, а могущество Китая будет прирастать Дальним Востоком, Узбекистаном, Кыргызстаном и Украиной.
Прежде чем вы впадёте в панику от мысли, что Китай покушается исключительно на республики бывшего СССР, я уточню, что постсоветская территория Дракону интересна точно так же, как любая другая: например, с 2011 года Китай выращивает в Аргентине, в провинции Рио-Негро, пшеницу, сою и другие сельхозпродукты, а урожай транспортирует в Поднебесную. Потому что китайское население только китайская земля прокормить уже не в состоянии. Аргентина, к слову, не единственная страна, куда Китай дотянулся — в Никарагуа Китай строит огромный канал, который будет длиннее Панамского. В Африке происходят похожие процессы — в Мозамбике, Нигерии, Конго, Танзании.
Во всех случаях, кроме Дальнего Востока, отмечу, что речь идёт об освоении территорий, которые в данный момент в силу разных причин, основной из которых является политическая и/или экономическая ситуация в стране, являются так или иначе «бесхозными», иными словами — бесполезно простаивающими. Таким образом, «вход» Китая на эту территорию, с экономической точки зрения, является выходом, выигрышным для обеих сторон — вместо убыточного региона появляется прибыльный, приносящий вливания в экономику государства, а у Китая появляется дополнительная «кормовая», сырьевая или промышленная база.
Кроме того, страны Латинской Америки, Кыргызстан, Узбекистан и Крым на Украине являются, условно говоря, «бесхозными» районами, с точки зрения других супердержав или блоков государств. В отличие от, скажем, стран Африки, где Китай соревнуется с европейцами, американцами и японцами, которые действительно тормозят его экспансию.
На Крым, в отличие от африканских стран, никто внимания не обращает, даже Россия. Это не наш Дальний Восток, где экспансия ведётся исподтишка, переселенцами, которые, как писалось в одной древней книге про разведоперацию, выходят «маленькими отрядами по пять тысяч человек». На Украине это можно будет делать спокойно, не заморачиваясь, целенаправленно, в рамках хорошо разработанного плана создавая «колонию», укрепляя своё присутствие, укореняясь во властных структурах, бизнесе и т. д.
Предотвратить этот процесс Россия сегодня не в состоянии, единственное, что можно сделать — это следовать старому принципу: «Если не можешь их победить, присоединись». Если попытаться войти в инфраструктуру «Пояса шёлкового пути», можно извлечь из этого немалую выгоду. В мае этого года Владимир Путин поедет в Шанхай, а затем, позже, посетит и Пекин. Хочется надеяться, что он поедет туда с предложениями о сотрудничестве, касающимися Украины. Иначе пока ещё имеющимися возможностями воспользуются другие.
Кстати, на этой неделе в Израиле приняли решение поменять своего посла на Украине. Реувена Динэля, в прошлом штатного сотрудника израильской разведки «Моссад», на этом месте сменит Илья Белоцерковский, никогда ранее не занимавший посольских постов. Последняя его должность — глава департамента МИД по экономическим связям с Китаем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- «Медведь тайги своей не отдаст». О чем говорил Путин на Валдайском форуме →
- Экономист Сергей Караганов: мир стал другим, он «вытек» из-под нас →
- Мы выстояли →