Миллион голосов. К 29 июня электронно проголосовало большинство желающих

К 29 июня в дистанционном электронном голосовании по поправкам к Конституции приняло участие уже более 1 миллиона человек. В Москве бюллетени получили более 886 тысяч  голосующих. Существенных нарушений Общественным штабом отмечено не было.

   
   

29 июня представители Общественного штаба в ходе брифинга по итогам четвертого дня работы рассказали о том, сколько бюллетеней для участия в электронном голосовании уже было выдано, а также о нарушениях, которые допускают члены избирательных комиссий во время выдачи бюллетеней и проверки паспортов на участках.

В мероприятии приняли участие руководитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве Илья Массух, первый заместитель руководителя Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве, куратор Корпуса наблюдателей Вадим Ковалев и официальный представитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве Александр Асафов.

Большинство уже проголосовало

Руководитель Общественного штаба Илья Массух рассказал, что к 29 июня в дистанционном электронном голосовании приняло участие уже более 1 миллиона человек. Асафов, в свою очередь, отметил, что по столице цифры несколько другие. «По Москве бюллетени получили 886 495 голосующих, 883 464 из них проголосовали. Стоит напомнить, электронное дистанционное голосование заканчивается 30 числа. Сегодня предпоследний день. Большинство, как мы видим по цифрам, уже проголосовали. Я думаю, что 100% не будет. Но цифры в любом случае достаточно интересные. Были разные прогнозы на старте голосования. Алексей Алексеевич Венедиктов говорил, что близко к 100% будет. Мы видим, насколько эти прогнозы совпали. На мой взгляд, очень интересно», — считает Асафов.

Массух отметил, что явки 100% не будет по нескольким причинам. «100% не будет, потому что я, например, решил проголосовать бумажным способом. Хочу как раз проверить историю сверки реестра. Как меня вычеркнут, как меня проверят. Поэтому не должно быть 100%», — подчеркнул он.

Кууратор Корпуса наблюдателей Вадим Ковалев рассказал, как он проверил, вычеркнули его из реестра или нет, после того как он проголосовал электронно. «Я вчера сагитировал матушку сходить и проверить, вычеркнут я из реестра или нет. Я проголосовал в первый день, напомню, электронно. В штабе. Тогда говорили, что сайт подвис, но мне удалось проголосовать в тот момент. Мама подтвердила, что меня вычеркнули из реестра», — рассказал Ковалев.

   
   

«Работа будет продолжаться до последних часов»

Представители Общественного штаба отметили, что работа сейчас ведется в круглосуточном режиме,  и нештатных ситуаций в работе видеоцентра отмечено не было. Все жалобы обрабатываются, даже самые абсурдные и самые странные. «Думаю, работа будет продолжаться до последних часов», — подчеркнул Асафов.

Ковалев рассказал о ситуациях, которые разбираются в Общественном штабе. Утром журналиста одного из крупных изданий не хотели допускать на одно из предприятий, где голосовали сотрудники, работающие вахтовым методом. «Пришлось нашему штабу вмешаться, съездили туда, организовано все достойно. Все официально соблюдено, все необходимые требования. Выдали специальный халат. Хочу сказать, что в нем очень жарко, и хочу сказать большое спасибо всем наблюдателям, всем УИКам, кто сейчас работает в такую жару, соблюдая меры безопасности, используя все те средства индивидуальной защиты, которые предусмотрены требованиями Центризбиркома», — поблагодарил он.

Кроме того, Ковалев рассказал о случае, когда по генеральной доверенности проголосовал дважды один и тот же человек. «Тут имеет место ошибка членов УИКа, которые считали, что по генеральной доверенности, оказывается, можно голосовать. Этого делать нельзя категорически. Соответственно, мы не оставили эту ситуацию без внимания, это грубое нарушение, и, действительно, голоса будут кассированы», — пояснил ситуацию Ковалев.

Руководитель общественного штаба Илья Массух также упомянул о появлении видео, где якобы были выброшены бюллетени. Впоследствии выяснилось, что на этой пачке нет печатей и есть документальное подтверждение того, что это подброшено. «Но 20 человек в штабе смотрели, обсуждали, рассматривали», — рассказал он.

Также Массух пояснил случай, когда человек проголосовал по старому месту прописки. «Человек вначале проголосовал по месту прописки, потом пришел на свое старое место прописки и, пользуясь тем, что сейчас не надо передавать паспорт в руки, зажал ту страницу, где есть штамп о выписке, и начал требовать бюллетень у председателя УИК. Ему выдали бюллетень. В итоге Общественный штаб с ситуацией разбирался достаточно долго. Скорее всего, будет аннулирована вся урна целиком», — высказал он свое мнение.

Опыт Москвы распространяется по всей стране

Ковалев подчеркнул, что такого марафона не было никогда и сейчас вся система проходит тестирование. Он также рассказал, что вчера состоялся круглый стол с Санкт-Петербургом по удаленной связи, на котором обсуждали, как голосуют в больших городах. «В Санкт-Петербурге, напомню, нет видеонаблюдения, там все по-другому устроено. У них впервые появился такой медиацентр, где хотя бы эта дискуссия началась. И очень здорово, что московский опыт постепенно, но распространяется», — подчеркнул он.

Массух отметил, что в Москве не допускается принуждение и контроль за голосованием. Это штаб внимательно отслеживает. Можно информировать сотрудников о том, что проходит голосование, и на этом ставить точку. Руководитель Общественного штаба пояснил, что решение по организации видеонаблюдения только 1 июля было предложено в том числе и ЦИКом. Это связано с тем, что за обеспечение трансляции интернет-провайдеры запросили достаточно серьезную сумму, поэтому было принято решение организовать видеонаблюдение 1 июля.

Специалисты напомнили, что Общественный штаб только контролирует, наблюдает и указывает на возможные нарушения. А решение по обнулению принимают участковые и территориальные комиссии.

Основная задача Общественного штаба — обеспечение честности и прозрачности, правильности подсчета. «Пока я доволен работой коллег по тем кейсам, которые мы рассматриваем. Могу с уверенностью сказать, что у нас честное, прозрачное и вместе с тем тайное голосование», — отметил руководитель Общественного штаба Илья Массух.