«Легитимность этой Конституции выше». Как прошло голосование по поправкам?

Процедура соединения ключей шифрования в Общественном штабе. © / Сергей Ведяшкин / АГН Москва

77,92% граждан проголосовали за поправки к Конституции России по итогам обработки 99,98% протоколов. Против высказались 21,27%. Голосование проходило с 25 июня по 1 июля. Как рассказал председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, поправки вступят в силу, как только ЦИК официально подведет итоги.

   
   

Как хранители ключа собрались воедино

Поздно вечером 1 июля в Цифровом деловом пространстве на Покровке собрались представители Общественного штаба по наблюдению за голосованием по поправкам в Конституцию и журналисты. Им всем предстояло принять участие в необычном мероприятии. Пятеро «хранителей» должны были собрать воедино ключ, который открыл бы шифрование от электронного голосования. 

Впрочем, никакой мистики журналистам понаблюдать не удалось. Дело в том, что перед началом электронного голосования — для того, чтобы невозможно было заранее получить его результаты, — ключ шифрования был разобран на пять частей и отдан на сохранение пяти хранителям. Теперь же без всякой магии эти пять ключей (которые представляли собой обычные флеш-носители) загрузили на специальный компьютер и собрали в один. 

Вся процедура заняла примерно 80 минут. Спустя это время на экране высветились результаты электронного голосования, которое прошло в Москве и Нижегородской области. Общая явка на электронное голосование составила более 93% (всего зарегистрировалось чуть больше 1 млн 100 тыс. человек). За поправки в онлайн-формате в столице проголосовали 62,33%, против — 37,67%. В Нижнем Новгороде победили тоже сторонники поправок, но с чуть меньшим перевесом — 59% против 41%.

Как прошло электронное голосование?

Электронное голосование проводится в России не впервые. Еще на выборах в Мосгордуму в прошлом году было решено провести его в тестовом режиме в трех избирательных округах. В случае успеха опыт планировалось распространить на всю страну.

Тогда были небольшие технические проблемы, однако с ними удалось быстро справиться, и опыт был признан успешным. Теперь онлайн-формат было решено испробовать на гораздо более важном голосовании, которое, по выражению руководителя Общественного штаба по наблюдению за голосованием Ильи Массуха, определяло судьбу страны на десятилетия вперед — на голосовании по поправкам. 

В столице в электронном формате решил проголосовать каждый седьмой москвич (1 млн из 7 млн зарегистрированных), в Нижнем Новгороде желающих было и того меньше. Тем не менее у организаторов было опасение, что из-за наплыва желающих в первый день могут обрушиться сервера голосования. К счастью, этого не произошло. Напротив, системы показали свою надежность, хотя 25 июня проголосовало 49% записавшихся, или более 500 тыс. человек.

   
   

«У нас были проблемы на выборах в Мосгордуму. Тогда, например, система останавливалась, когда проголосовало 10 тысяч избирателей. Теперь миллион избирателей, и все в порядке. Это для нас важная победа», — отметил замглавы Общественной палаты Москвы, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

Самое главное, что электронное голосование понравилось москвичам. Многие отмечали, что оно проще и удобнее традиционного. «Я исхожу из тех обращений, которые ко мне поступают: людям понравилось длинное голосование, им понравилась возможность использования электронных средств связи при голосовании», — рассказала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

Теперь главный вопрос — как будет развиваться система электронного голосования. То, что оно будет совершенствоваться и дальше, в штабе подтвердили. Алексей Венедиктов рассказал, что будет вносить предложение, чтобы разделить электронное голосование и бумажное. «Т. е. если делать досрочно, то надо делать электронное голосование. И чтобы в это время не было голосования бюллетенями. А в день голосования — только бюллетенями, чтобы у нас не было двойного, как у нас возникли некоторые угрозы», — заявил он. Впрочем, все случаи двойного голосования были отслежены наблюдателями, и оно ни разу не было допущено.

Много ли было нарушений?

В целом по России столь важное голосование прошло на удивление тихо и спокойно, без особых нарушений.

«Серьезных нарушений, которые повлияли на ход голосования, не было. Притом что только в Москве у нас было более 3 тыс. 600 участков, за целую неделю у нас была всего пара сотен случаев, которые требовалось разобрать. Это очень мало, — рассказывал АиФ.ru куратор Корпуса Наблюдателей Вадим Ковалев. — Я считаю, что это позволяет нам говорить о том, что наш „московский стандарт“ чистых выборов, о котором мы много говорили, для многих регионов стал примером для подражания. У нас сейчас есть возможность с полной уверенностью говорить, что голосование в Москве было открытым, честным и легитимным».

И действительно, за первые шесть дней в Москве было всего 426 обращений, по которым было установлено 8 нарушений. В последний день, 1 июля, было рассмотрено еще 27 обращений, но нарушений не установлено. В общественном штабе были даже слегка разочарованы тем, насколько чисто прошли выборы.

«Когда Общественный штаб только начинал работу, мы надеялись, что будет бурная работа с большим информационным потоком. Однако большинство дней, напротив, прошли в довольно рутинном режиме, — сказал Илья Массух. — То ли Алексей Венедиктов за 7-8 лет работы штаба довел процедуры до такого автоматизма, то ли предмет общероссийского голосования менее конфликтный, чем выборы какой-либо личности». 

В ЦИК рассказали, что по всей стране результаты голосования могут быть признаны недействительными всего на 4 участках, а их по всей России было более 96 тыс. «Даже в случае признания их недействительными это не повлияет на общие итоги, — заявила председатель ЦИК Элла Памфилова. — Это количество ничтожно мало по сравнению с общим количеством участков и тем количеством бюллетеней участников голосования, которые определяют результаты голосования». 

«Хочется отметить, что наблюдателей на этом голосовании было почти в два раза больше, чем на президентских выборах: более 500 тысяч, а тогда было 286 тысяч, — сказал АиФ.ru политолог Дмитрий Гусев. — Количество нарушений, которое признает и „Голос“ (оппозиционная организация), и другие мониторинговые службы, — реальных около 30 штук. Это очень низкие цифры нарушений. Никто не пытался что-то пририсовывать, фальсифицировать и пр. Противники голосования пытались фальсифицировать нарушения, но реагировали на это быстро, и в итоге все убедились — серьезных нарушений не было. Так что ставить под сомнение легитимность голосования ни у кого оснований нет».

Другая важная особенность голосования — то, что оно проходило в несколько дней. Это первый случай в истории страны. И хотя ЦИК всегда был против досрочного голосования, сейчас все прошло просто превосходно, отметила Памфилова. «Мы всегда были против, потому что такой формат голосования связан с самыми большими злоупотреблениями. Но качество системы в 2016 году и сейчас — это совершенно другой уровень. И сейчас как раз мы могли себе это позволить», — пояснила она.

Не подвела и явка. Результат по ней оказались выше ожидаемого, рассказал АиФ.ru политолог Павел Данилин: «Ждали 50%, получилось более 65%. Поддержка поправок свыше 70% — тоже очень хороший результат. Вообще, это по сути уровень поддержки президента. Он ведь стал одним из главных инициаторов изменений в Конституции и сейчас вновь подтвердил свой высокий рейтинг у населения». 

Легитимность Конституции в редакции 2020 года несоизмеримо выше, чем базовой версии Основного закона, принятого в 1993 году, отметил сенатор Андрей Клишас: «В 1993 году за Конституцию проголосовало менее 33 млн человек. Сейчас 57,7 млн».

Были, конечно, и противники поправок, не согласившиеся с результатами голосования. Вечером 1 июля они провели акцию протеста на Пушкинской площади. Однако и там всё было тихо и спокойно. Участники акции несколько часов гуляли по площади и выкрикивали лозунги. Полиция раздавала всем желающим защитные маски. Задержаний по итогам акции не было.