Ангелы-хранители. Душевная дистанция не соблюдается

Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Для 3 с лишним миллионов жителей России период самоизоляции смягчила поддержка милосердных людей, которых сейчас называют волонтёрами. 118 494 человека присоединились к акции #Мы вместе.

   
   

То, что доктор прописал

Добровольцы Свердловской области объединились, чтобы помочь уральцам почтенного возраста и людям с инвалидностью. Элементарные бытовые вопросы для тех, кто оказался «отрезан от внешнего мира», превратились в серьёзную проблему.

«Мы с Нюрой всегда мечтали уйти из этой жизни вместе, — с печальной нежностью рассказывает 83-летний Михаил Степанович Баранов. — Но поторопилась жёнушка, два года назад оставила меня одного. Дочка с зятем, конечно, навещают, но живут они в Кургане, часто не наездишься. Пришлось учиться справляться со всеми делами по дому самому. А как пришёл этот коронавирус да велено было нам, старикам, беречься и из дома не выходить, я, честно скажу, запаниковал».

Михаил Степанович признаётся, что первые пять дней «сидел на запасах», когда же холодильник и полки с бакалеей опустели, решил плюнуть на безопасность и отправиться в магазин. К счастью, на площадке «нарушителя» перехватила соседка, которая и рассказала об акции «#Мы вместе».

«Сомнения у меня были, — говорит пенсионер. — С чего это вдруг кто-то пойдёт и купит мне продукты „за спасибо“? А ведь и правда — купили, привезли. И стал я у ребят постоянным „клиентом“. Они для меня теперь ангелы-хранители».

Свердловское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» в период самоизоляции мобилизовало на помощь уральцам почтенного возраста и людям с инвалидностью более 5 тыс. добровольцев. Включиться во Всероссийскую акцию #Мы вместе им, что называется, доктор прописал.

«У нас в области вообще мощная добровольческая история, — говорит региональный координатор движения „Волонтёры-медики“ Павел Чигвинцев. — Причём среди наших волонтёров далеко не только будущие медики, это и студенты других вузов области, учащиеся колледжей. А автоволонтёры — это, понятно, взрослые люди. Но объединило всех желание прийти на помощь тем, кому непросто».

   
   

На первый взгляд добровольцы решали нехитрые задачи: вынести мусор, купить и привезти продукты, средства личной гигиены, лекарства, заплатить за «коммуналку»... Но если учесть, что в сутки в их адрес поступало более 100 заявок (а всего на сегодня они выполнили их более 60 тыс.), понимаешь: ребята трудились не покладая рук.

Перед лицом беды

В рядах волонтёров сегодня в основном молодёжь. Во время самоизоляции это было логично, хотя бы потому что людям старшего возраста рекомендовали оставаться дома.

Школьница из Калужской области Ирина Малыхина просто не могла быть в стороне, когда дело шло о помощи. Она считает, что волонтёр — это не член какой-то организации, а любой человек, готовый в трудной ситуации помочь окружающим.

И верно, во время всеобщей беды разве важно, кто ты — студент или владелец автосалона, воспитатель в детском саду или гендиректор предприятия, спортсмен или программист? Главное, что у тебя живое неравнодушное сердце.

«В 2020 году мы столкнулись с тем, чего ещё не было в XXI веке — c пандемией, — рассказала специалист по охране труда и экологии из Тульской обл. Ольга Чернецова. — Многие потеряли почву под ногами. Но если у молодого поколения есть силы на адаптацию, то пожилым людям нужен особый подход». Именно поэтому она и присоединилась к акции #Мы вместе.

Добровольцы по всей стране доставляли и продолжают доставлять пенсионерам товары первой необходимости, оказывают им психологическую поддержку. Правда, во время самоизоляции это приходилось делать по телефону. В Москве жителям старше 65 лет и тем, у кого есть хронические заболевания, оплачивали счета за коммунальные услуги, выносили мусор, гуляли с их собаками. 

Волонтёры из Одинцовского района Московской области рассказывали aif.ru, что частенько одинокие пенсионеры приглашали их в квартиры — хотели пообщаться, попить вместе чайку. Но нельзя. Действовать требовалось чётко по инструкциям: маски, перчатки, антисептики, порог квартиры не переступать, общение на расстоянии не менее 1,5 м. Хотя желание поговорить было понятно, и ребята записывали адреса, чтобы после карантина вернуться на чай.

Немало добровольцев потребовалось в больницах и госпиталях. Например, столичный центр борьбы с коронавирусом — Городская клиническая больница в Коммунарке принимала волонтёров в качестве медсестёр и санитарок, а также администраторов и психологов, готовых работать с пациентами, испытывающими стресс.

Кроме того, волонтёры оказывали юридические услуги (если, конечно, имеют соответствующее образование или учатся на юридической специальности), ухаживали за цветами в тех квартирах, одинокие хозяева которых попали в больницу, брали на попечение домашних животных, даже переводили медицинские статьи с английского.

За благодеяния

В Свердловской области также добровольцы чётко соблюдали физическую дистанцию. А вот душевную соблюдать не получалось. Их адресаты не только осыпали ребят тёплыми словами благодарности — они норовили «подкормить» молодёжь конфетами и печенюшками.

Однако иногда границы «должностных инструкций» всё же переходили. Например, одна из постоянных адресатов, бывший педагог Лариса Игнатьевна, тосковала по общению. У неё волонтёры обязательно задерживались, чтобы, соблюдая дистанцию, поговорить с пожилой женщиной. А однажды она посетовала, что впервые будет встречать свой день рождения одна. Раньше за праздничным столом собирались и дети, и друзья, а теперь в лучшем случае поздравления по скайпу. И ребята решили устроить имениннице сюрприз — приехали без заявки с букетом цветов, прочитали ей стихотворение собственного сочинения.

«Добровольческое движение — это ведь история не только про то, как рядовые жители страны помогают государству в решении каких-то важных вопросов, не только про то, как в непростые времена люди объединяются, чтобы оказать помощь тем, кто в ней нуждается, — говорит Павел Чигвинцев. — Это прежде всего история про воспитание молодёжи, про возможность осознать, что ты живёшь на этом свете не зря».

Не случайно среди поправок в Конституцию есть такие, что гарантируют меры поддержки волонтёрского движения со стороны правительства. А недавно президент подписал указ, который даёт возможность награждать волонтёров знаком отличия «За благодеяние».

Сегодня количество заявок, конечно, снизилось: ослабления ограничений позволили детям и другим родственникам пенсионеров вернуться к решению их бытовых вопросов. Тем не менее просьбы о помощи по-прежнему поступают. И добровольцы по-прежнему в строю.