«В чём сильные стороны Меркель? Большинство немцев считают, что ситуация в Германии неплохая на фоне других европейских стран, где бушует кризис, - продолжает г-н Крумм. - Можно сказать, что немцы голосовали за стабильность».
«Германия - не президентская, а парламентская республика, - напоминает Фёдор Лукянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». - И если какая-то партия выигрывает выборы за выборами, то её лидер остаётся у руля. Но я думаю, что третий срок станет для Ангелы Меркель последним. Хотя политиков такого калибра сейчас не только в Германии, но и во всей Европе не видно».
Победа блока ХДС/ХСС под предводительством А. Меркель действительно впечатляет. На выборах 22 сентября он набрал 42% голосов - по сравнению с 34% на выборах 2009 г. (конечно, «Единой России» показалось бы маловато, но для мультипартийной Европы это огромное достижение). Правда, в «бочке» радости для Меркель обнаружилась и «ложка» огорчения: одновременно с триумфом ХДС/ХСС случился провал его партнёра по правящей коалиции - Свободной демократической партии. Она получила втрое меньше голосов, чем в 2009 г., и не преодолела 5-процентный барьер. Это значит, что для создания правительства партии А. Меркель придётся вступать в коалицию с кем-то из оппозиции. И тут возможны варианты. «Первый - коалиция с социал-демократами, для нас это предпочтительнее, так как в СДПГ обычно лучше относятся к России, - говорит Ф. Лукьянов. - Можно вспомнить ещё Вилли Брандта, который был основоположником новой восточной политики Германии. При таком раскладе министром иностранных дел, скорее всего, станет Франк-Вальтер Штайнмайер, который занимал этот пост в первый срок А. Меркель, считался ближайшим сотрудником прежнего канцлера Г. Шрёдера (имевшего прекрасные отношения с В. Путиным. - Ред.) и сторонником укрепления отношений с РФ. Второй вариант - коалиция с «зелёными». Это хуже для России, потому что эта партия традиционно делает упор на проблематику демократических институтов и прав меньшинств. С ними будет сложнее вести диалог...
Впрочем, экономический фундамент российско-германских отношений столь прочен, что резких изменений просто не может быть. Да, Германия, как и вся Европа, плохо понимает, что происходит во внутренней политике России, многого не одобряет. Но прагматизм в любом случае будет брать верх. Интересы крупного германского бизнеса, который всегда был заинтересован в России, будут доминировать».
Смотрите также:
- Эксперт: будь сейчас Коль канцлером, отношения с РФ были бы конструктивнее →
- Нетрадиционные выборы в Германии →
- Ангела-хранитель →