Андрей Сидорчик: Манежка, Бирюлёво, далее везде…

Андрей Сидорчик © / АиФ

Провокаторам нужна почва

Несколько месяцев назад подонки из числа тех, у которых «нет национальности», зарезали в московском метро брата моего друга, оставив сиротой его ребёнка.

   
   

После чего убийцы благополучно скрылись, а правоохранительные органы беспомощно разводят руками — ищем, говорят, но не можем найти.

Разница между тем случаем и убийством Егора Щербакова только в одном — радикальные националисты нынешнюю трагедию использовали для того, чтобы устроить массовые беспорядки, а ту трагедию как-то пропустили.

Националистов тоже можно понять — количество случаев, когда выходцы из Средней Азии и российского Северного Кавказа пускают в ход ножи, велико настолько, что сторонники лозунга «Россия для русских» не успевают реагировать на все.

Нам говорят: «Беспорядки устроили провокаторы». Несомненно. Но для того, чтобы провокаторы могли что-то устроить, нужны определённые настроения в обществе. И эти настроения сегодня налицо.

Я уже много раз повторял, что российские власти не имеют никакой внятной национальной и миграционной политики. Двадцать лет ситуация пущена на самотёк. В результате вспышки происходят то здесь, то там.

Фото: АиФ/ Роман Кульгускин

Принуждение к дружбе

Бирюлёво — мягко говоря, не самый престижный район Москвы. Раньше здесь были общежития советских промышленных гигантов. В них жили так называемые «лимитчики» — жители регионов России и республик СССР, которые привлекались для работы на московских предприятиях.

   
   

Ирония в том, что громить «понаехавших» вышли потомки предыдущей волны «понаехавших».

Однако разница — колоссальная. Три – четыре десятилетия назад государство жёстко контролировало процессы трудовой миграции в стране. Те, кто приезжал, получали не только койку в общежитии, но все полагающиеся гражданам социальные гарантии.

А главное — речь шла о людях, которые были воспитаны в одной культуре с теми, кто уже жил в Москве.

Советское государство вбивало в граждан «дружбу народов» без всяких сантиментов. Каждый советский школьник с 1-го класса знал про «15 республик — 15 сестёр». В каждого советского школьника в любой республике СССР с 1-го класса вколачивали знание русского языка и русской культуры, интернационализм, любовь к большой Родине вообще и к её столице Москве в частности.

Все религиозные разночтения задвигались сразу и без вариантов — государство было светским с уклоном в атеизм. Верить можете, но только в специально отведённых для этого местах.

За вопли «Аллах акбар!» или «Хари Кришна!» чрезмерно экзальтированных граждан немедленно принимали соответствующие органы. Ибо твоя уверенность в величии Аллаха не должна становиться причиной напряжения в стране.

С теми, кому это не нравилось, не церемонились ни секунды. Потом, в эпоху перестройки, таких записали в «узников совести» и «жертв тоталитарного режима».

На уровне инстинктов

Но когда государство перестало сажать подобных активистов в тюрьму, они принялись устраивать погромы на национальной и религиозной почве.

Правда заключается в том, что те, кто два десятилетия назад крушил Советский Союз ради растаскивания государственной собственности и личного обогащения, понятия не имели о том, что такое национальная политика. Им и в голову не приходило, что этими вопросами надо заниматься.

О том, что межнациональный и межрелигиозный мир в Советском Союзе достигается исключительно титанической работой государства, так называемые «демократы» не понимали.

Спустив в унитаз советскую систему, власти новой России всё это время ведут себя, как забеременевшая гимназистка, которая надеется, что всё «рассосётся само собой».

Не рассосётся. Вчерашние граждане одной великой страны сегодня говорят на разных языках в прямом и переносном смысле. Они воспитаны в разной культуре, и между ними нет ничего общего.

В этих условиях включаются примитивные природные инстинкты, когда столкновение самцов из-за самки заканчивается кровавым поединком, а стая толпой готова загрызть любого, кто попадает под простое понятие «чужой».

Как ни странно, дело не в том, насколько успешно расследуется то или иное преступление на национальной почве. Недовольство полицией — это всего лишь детонатор.

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Излечимо, но не лечится

Государственная беспомощность в вопросах межнациональных отношений — вот что есть первопричина гнева.

Государственные органы выдают прожекты один нелепее другого. Надо быть чрезвычайно глупым человеком, чтобы во имя гражданского мира в стране вводить в школах преподавание разных религий.

Одобрение данного проекта со стороны религиозных конфессий не нужно принимать всерьёз — служители культа заинтересованы в пропаганде собственных идей среди молодёжи с целью пополнения своей паствы.

Но с позиции интересов государства, это самое настоящее тушение пожара бензином.

Показательным примером того, что такое национальная политика России сегодня, является Чечня и её руководитель Рамзан Кадыров. Самые безумные проекты, самые вызывающие заявления сходят этому замечательному человеку с рук. Даже ежу понятно, что подобная вседозволенность стабильности во многонациональном и многоконфессиональном государстве не добавляет.

Однако что-либо исправлять власть не хочет. А вернее всего, не может.

Болезнь не лечат, а лишь купируют симптомы «обезболивающими» в виде ОМОНа. Однако «приступ» в Бирюлёво оказался настолько сильным, что по тревоге подняли все силы московской полиции.

Это уже напоминает откровенную панику. Власть решительно не знает, что с этим делать. После каждого такого взрыва произносятся формально правильные слова, за которыми не следует абсолютно никаких действий.

Чем дальше, тем больше эта государственная болезнь кажется неизлечимой. Кричать, топать ногами, делать строгое лицо — бессмысленно. Процесс идёт по нарастающей. В Бирюлёво хватило ОМОНа, в следующий раз потребуется помощь армейских подразделений.

И наступит момент, когда и это не поможет, после чего страна скатится к окончательному хаосу и распаду.

Рецепты лечения болезни есть, но использовать власть их просто не в силах. Для этого надо вынуть рыло из государственной кормушки и заняться национальной политикой всерьёз.

Но если власть имущие не смогли это сделать до сих пор, почему это должно случиться сейчас?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите фотогалерею «Массовые беспорядки в Западном Бирюлёво»