Андрей Сидорчик: Олимпийский факел как символ бессилия

Андрей Сидорчик. © / АиФ

И это грустно вне зависимости от того, как вы относитесь к самой зимней Олимпиаде-2014 и властям современной России.

   
   

Факел за 30 дней

Перед летней Олимпиадой-1980 проблема олимпийской эстафеты и олимпийского факела тоже решалась на государственном уровне. Целое управление проводило операцию под кодовым названием «Прометей».

Представьте себе, изготовление олимпийского факела поначалу доверили не советским специалистам, а японцам, оплатив им работу в твёрдой валюте. Но сначала потомки самураев, словно перебрав сакэ, слепили нечто непотребное, а потом отказались вносить изменения. Позже и вовсе заявили, что факелы делать не будут, поддержав американский бойкот из-за ввода советских войск в Афганистан.

«Не будете, да и чёрт с вами», — ответили советские товарищи, вспомнив о собственной гордости и посмотрев на буржуев свысока.

Задание передали Ленинградскому машиностроительному заводу имени Климова, который до этого делал авиационные и танковые газотурбинные двигатели. Предполагалось, что в случае чего именно эти двигатели «двинут» советские танки в экскурсионную поездку по городам Западной Европы.

Мастера двигателей решили вопрос с факелом за 30 дней — ровно за тот срок, что был обозначен в государственном задании. Ведущий конструктор Борис Тучин и его товарищи не просто создали надёжный факел Олимпиады, а ещё и удовлетворили пожелания греческих товарищей. Те, видите ли, хотели, чтобы от пламени факела московской Олимпиады исходил аромат оливкового масла.

   
   
Олимпийский факел Игр в Москве 1980 года. Фото: РИА Новости / Антон Денисов

Надо, чтобы пахло оливковым маслом — извольте. Надо было бы, чтобы пахло «шанелью» номер пять — тоже бы выполнили задачу.

Когда же японцы отказались факелы делать, к задаче по производству 6200 факелов подключили ещё завод «Северный» и завод электроавтоматики. В нужное время изделие, которому на тот момент не было аналогов в мире, было готово.

И факелы горели в любых условиях, как и было предписано техническим заданием.

Эй, вставайте, кто ещё остался…

Зимняя Олимпиада в Сочи для современных российских властей — проект не менее важный, чем Олимпиада-1980 для Политбюро ЦК КПСС. Денег тратится столько, что кажется, будто финансирование подготовки к Играм осуществляют совместно Золотая Рыбка и Золотая Антилопа.

Никакого бойкота Игр нет, если не считать недовольства геев и Михаила Саакашвили.

А факел гаснет.

На сей раз к услугам иностранных специалистов прибегать не стали, сразу доверив задачу отечественным инженерам и рабочим.

Не учли одного — это уже совсем не те инженеры и рабочие, что в конце 1970-х.

Кое-где, правда, по-прежнему те, только постаревшие на сорок лет и находящиеся в глубоко пенсионном возрасте.

Результат налицо.

Почему у нас должен стабильно гореть олимпийский факел, если у нас не могут стабильно летать давно проверенные и обкатанные космические ракеты?

А они не летают не потому, что устарели, а потому, что на сборке некто путает датчики местами, прикручивает гайки не туда, куда надо, а то и вовсе забывает поставить на нужное место какие-то детали.

Конечно, подобных горе-мастеров надо гнать вон, но проблема в том, что неоткуда брать хороших. У России катастрофический дефицит высококвалифицированных инженеров и рабочих, подобных тем, что за месяц создали факел Олимпиалы-1980.

Настолько катастрофический, что при наличии больших финансовых возможностей оказывается нереальным разработать и произвести безотказный олимпийский факел.

Новое русское Средневековье

Это бессилие некогда передовой державы.

Бессилие, которое не является поводом для зубоскальства и злорадства.

Уйдёт завтра Путин — и что? Нынешние блогеры побегут в цеха и начнут там делать уникальные олимпийские факелы, собирать надёжнейшие космические аппараты?

Разумеется, современная власть приложила руку к этой безрадостной ситуации, и, глядя на гаснущий факел, должны сгореть со стыда Андрей Фурсенко и Дмитрий Ливанов, чьими руками система образования окончательно превращена в конвейер, производящий потребителей, а не творцов и созидателей.

Вот только надо чётко понимать, что даже смена власти в России не приведёт к стремительному изменению ситуации. Сегодня мы подобны выходцам из раннего Средневековья, напрочь позабывшим о научных достижениях античности и полагающим, что к эпидемиям приводит не антисанитария, а происки ведьм и колдунов.

На то, чтобы вспомнить хорошо забытое старое, у средневековой Европы ушли столетия. Нам, чтобы вернуть утраченное, потребуются десятилетия.

Но если будем продолжать двигаться туда, куда движемся сейчас, скоро дойдёт и до столетий.

Мнение автора может не свопадать с позицией редакции