Владимир Маяковский, объявленный Сталиным «лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», сегодня мало востребован. Его слово почти не звучит ни по радио, ни на телевидении.
Равнодушие к поэту, ставшему поэтическим знаменем Страны Советов, неслучайно. Масштабы жизни и перемен, которые встают за строками его поэм, пугают новую элиту. Нынешняя эпоха на фоне творчества поэта кажется измельчавшей. Будущие историки столкнутся с невероятными сложностями в оценках нашего времени. За прошедшие двадцать с лишним лет новая элита не обозначила своего присутствия в истории России ничем, что было бы соизмеримо с масштабами перемен, запечатлёнными в поэмах Маяковского. Разве что масштабом воровства. Элитарные споры ведутся не о темпах развития, а о том, ползём мы вперёд или назад.
Читайте также: Владимир Маяковский: 5 фактов из жизни поэта революции >>
Между строк
А между тем стихи Маяковского (если их оценивать не только с точки зрения лирики) содержат в себе полезные гражданские подсказки.
Мой стих трудом
громаду лет прорвёт
и явится весомо, грубо, зримо,
как в наши дни вошёл
водопровод,
сработанный ещё
рабами Рима.
Строки про водопровод, «сработанный рабами Рима», звучат серьёзным упрёком в адрес новой элиты. Что обустраивает нынешняя власть, на какую перспективу работает? На своё краткосрочное благополучие или на будущее России? На что, например, рассчитаны законы, в изобилии принимаемые нашими законодателями? Все думают о произведённом сиюминутном эффекте, и мало кто — о качестве государственного строительства. Кого во власти беспокоит вопрос о том, сколько простоят построенные за последние 10-20 лет мосты, дороги, дома?
Случайно или закономерно то, что открываемые в присутствии высочайшего начальства новые мосты (дороги, стадионы, детские сады, жилищные комплексы и т. д.) чуть ли не на следующий день приходится закрывать для доделок или ремонта? Случайно ли то, что у новой марки отечественного автомобиля, предъявленной В. Путину, не закрывается дверь? Случайно ли, что одна за другой не взлетают ракеты, падают спутники, не включается ГЛОНАСС, загораются в доках подводные лодки? Или во всех этих «случайностях», которые власть так любит списывать на человеческий фактор, проглядывает система управления, специфика нынешней властной модели? Стыдно признать, но у нас даже церкви строятся с «оскорбительно низким качеством». По словам председателя комиссии Союза архитекторов по культовым сооружениям Михаила Кеслера, из тысяч новых храмовых комплексов «нет ни одного, который мог бы встать наряду с архитектурными сооружениями прошлых веков».
Латальщики
Возвращающиеся из европейских городов русские туристы не перестают удивляться: почему в Париже, Лондоне, Вене, Риме не перерыты, как у нас, улицы и дворы? Почему там ежегодно не перекрашивают облезающие фасады, не ремонтируют без конца дороги, теплотрассы? Жители Рима с гордостью рассказывают, что многие семьи живут в домах, построенных 200, 300 и даже 500 лет назад. Строили на века. Почему мы, россияне, живём в состоянии постоянного ремонта, аврала, доработки? Проще всего было бы бросить упрёк «олигархическому режиму»: дескать, думает лишь о собственном выживании, а о России... только новые гимны поёт. Но давайте справедливости ради вспомним другой «режим», совсем недавний. Коммунистический. Вспомним, как народ активно тащил с работы всё, что мог. Многие, наверное, помнят прибаутку тех лет:
Тащи с завода каждый гвоздь:
Ты здесь хозяин, а не гость...
В этой связи полезно вспомнить и знаменитую хрущёвскую эпопею со строительством панельных пятиэтажек. Ностальгирующие по советской власти скажут: а что в них плохого? Скажут, что «хрущёвки» помогли решить острейшую жилищную проблему — расселить коммуналки. Но, видимо, неслучайно возведённые на скорую руку пятиэтажки вскоре стали именовать хрущобами, а сегодня власти вынуждены повсеместно осуществлять дорогостоящие программы по их сносу и расселению. Панельное наследие СССР стало труднейшей проблемой наших городов.
Текущий момент
Проблема строительства России «на скорую руку» возникла сразу же после захвата власти большевиками. Ленин за несколько месяцев до февраля 1917 г. вообще не верил в возможность революции в России (слишком отстала). Собирался уехать на ПМЖ в США. Ближайшие соратники Ленина, нацеленные на мировую революцию, тоже чувствовали себя в собственной стране гостями. Ресурсы, попавшие им в руки (в том числе золотой запас, музейные ценности и церковная собственность), щедро использовались для финансирования «революционного пожара» в Европе. Российские проблемы не решались, а латались, откладывались на отдалённое будущее. Вся политика была подчинена «текущему моменту». Большевизм как стиль государственного управления породил практику сиюминутных решений и плеяду временщиков. Почти весь трагический для России ХХ век был веком временщиков и авральщиков. В соответствии с этим направлением формировалась и элита. К сожалению, большевизм в государственном строительстве не изжит и поныне. Элита кишит временщиками. Решил в России личные проблемы — и на обустроенный Запад...
Не пора ли прекратить экономические и политические авралы? Россию нужно строить не с пятницы на субботу, не под очередной «валдай», а навсегда.
Ваше мнение
Почему в России всё так некачественно строят?
Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»
Чиновники «разворовывают стройки» — Аиф 21
Нанимают за копейки мигрантов, а они строить не умеют — Аиф 22
Все вокруг халтурят, вот страна и разваливается! — Аиф 23
SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).
Сообщения принимаются до 12.00 7 октября.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Что изменилось в бывших советских республиках: Молдавия сегодня →
- Сколько хвостов у России. Что мешает нашему движению вперёд? →
- Вячеслав Костиков. Шум за сценой (29.05.2012) →